Великая депрессия
По уровню психических заболеваний Россия вырывается в мировые лидеры
Рост числа психически больных людей тревожит медиков по всему миру. К 2020 году, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности.
Однако в России ситуация усугубляется и тяжелой внутренней обстановкой. Бедность, алкоголизм и постоянные стрессы на работе делают психику наших соотечественников куда более уязвимой, чем у жителей западных стран.
Эксперты отмечают: по сравнению с 90-ми количество клиентов психиатрических клиник в России увеличилось почти в два раза. Выросло число страдающих такими серьезными психическими заболеваниями, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия. А невротические расстройства и депрессии приобрели статус массовых. Они уже заняли «почетное» второе место после сердечно-сосудистых заболеваний.
По словам психотерапевта Александра Полеева, число страдающих от этого заболевания в мире ежегодно увеличивается на 0,1%. А это в планетарном масштабе немало. В России ситуация обстоит еще хуже. «Сейчас 15–20% населения планеты нуждается в помощи врачей-психиатров и психотерапевтов, – рассказала «Новым Известиям» исполнительный директор Независимой психиатрической ассоциации России Любовь Виноградова. – В России этот показатель достигает 20–25%».
О времена, о нравы!
Для общества это тенденция крайне неутешительная. Рост психологических расстройств напрямую связан с увеличением числа инвалидов и людей, неспособных заниматься трудовой деятельностью. Вместе с тем психиатры отмечают, что остановить эту динамику в ближайшие годы не удастся. Причина кроется в сложной общественно-политической обстановке в стране.
«Проблема психических заболеваний имеет под собой ощутимую историческую основу, – рассказала «НИ» руководитель сектора социальной философии при Институте философии РАН Валентина Федотова. – Россия пережила глобальную посткоммунистическую травму, перемену сознания, изменение общественных отношений. И до сих пор население не приспособилось к тому ритму жизни, в котором мы живем. В нашей стране ситуацию усугубляют и такие факторы, как уже ставший традиционным алкоголизм, наркомания, пищевые отравления, массовая бедность, отсутствие работы. Для россиян характерно также отсутствие уверенности в будущем. Все это в совокупности приводит к расшатыванию психики».
Напряженную обстановку в обществе создает и постоянно культивируемый образ врага. Россияне начинают видеть врагов повсюду: среди выходцев с Кавказа и из Азии, приезжих из других регионов. «Дело в том, что многие психически больные люди находят себя в политике или становятся лидерами экстремистских организаций, – рассказал «НИ» г-н Полеев. – В том числе и они начинают культивировать образ врага. К ним примыкают здоровые люди, которые просто заражаются этими идеями».
Массовая невротизация связана также с участившимися катастрофами и терактами. «Например, у меня заметно возросло число пациентов с боязнью закрытого пространства, – рассказал «НИ» г-н Полеев. – Сейчас каждая восьмая москвичка боится спускаться в метро, а каждая двенадцатая – пользоваться лифтом. Эти страхи напрямую связаны с терактами. Так, летом 2006-го к психиатрам выстраивались очереди, хотя пик обострений традиционно попадает на осень – весну. Оказалось, в этот период произошли две большие авиакатастрофы – под Иркутском и под Донецком. Аварии, где гибнет много людей, и теракты всегда приводят к обострению психических расстройств».
Белки в колесе
Кроме объективно исторических, есть и более глобальные причины роста психических расстройств. За 10–15 лет в мире делается столько открытий, сколько раньше совершалось за века. Это дает огромную нагрузку на человеческую психику. Динамичный ритм жизни, ответственность и необходимость усваивать много информации напрямую провоцируют расстройства психики.
«Сегодня число больных увеличивается прежде всего из-за неровного ритма жизни, – рассказал «НИ» врач-психиатр Дмитрий Данилин. – Иногда это называют «синдромом менеджера». В нашем мире все устроено неправильно с той точки зрения, что добиться чего-то можно исключительно усилиями, идущими во вред здоровью. Чаще всего ко мне приходят пациенты с различными депрессивными расстройствами. Многих «убивает» в этом плане работа».
Все ускоряющийся ритм жизни, погоня за длинным рублем, как ни странно, отражается больше всего на детях. «Наиболее уязвимы с этой точки зрения малыши до пяти лет, – рассказал «НИ» педагог Высшей школы психоанализа и психотехнологий Владислав Котляров. – Существует статистика, показывающая, что 70–80% малышей в России рождаются с психическими заболеваниями разного характера. Позже они развиваются вследствие неблагоприятной обстановки, в которой дети растут и воспитываются. Женщины очень быстро начинают работать и отдают малышей в детские сады или оставляют на попечение няням. Для ребенка это безусловный стресс, потому что в дошкольном возрасте ему особенно необходима забота родителей. Как следствие – появляются страхи, фобии, боязнь одиночества. Это действительно страшная проблема».
Где вы, доктор Фрейд?
Усугубляется ситуация и отсутствием необходимого числа квалифицированных психиатров. «Советская психологическая школа развалилась, а новой еще не создано, – пояснила «НИ» психолог научно-исследовательского Института социальной психологии и психологии развития личности Юлия Зотова. – Получается, что просто не хватает специалистов. В России жизнь меняется с революционной скоростью, и ресурсов для адаптации у населения нет. Число заболеваний растет, а количество врачей и психологов уменьшается. Поскольку тенденция имеет продолжение, а ситуация на государственном уровне не меняется, будущее у России в плане здоровья населения очень сомнительное».
Как ни парадоксально, но достижения психиатрии в какой-то степени обернулись против человечества. «Еще несколько десятилетий назад люди с серьезными психиатрическими болезнями не имели возможности завести семью и рожать детей, – рассказал «НИ» г-н Полеев. – Эти болезни проходят с постоянными приступами обострений. Сейчас с изобретением новых препаратов мы можем поддерживать человека в достаточно адекватном состоянии. Поэтому люди с неизлечимыми психическими болезнями теперь могут работать и создавать семью. А ведь такие серьезные заболевания, как шизофрения, передаются только по наследству. Соответственно, мы сами провоцируем рост числа больных людей».
Выход из лабиринта
Если предотвратить распространение психиатрических заболеваний практически невозможно, остается только бороться с последствиями. Так, в начале января директор ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татьяна Дмитриева предложила создать кабинет психотерапевта в каждой поликлинике. Такие меры помогут на ранних этапах распознать недуг и, что называется, «не запустить его».
«Еще лучше научить врачей-терапевтов распознавать природу болезни, – сообщила «НИ» исполнительный директор «Независимой психиатрической ассоциации» Любовь Виноградова. – Направлять же больного к психотерапевту следует максимально мягко и осторожно. Угроза оказания психологической помощи все еще пугает многих россиян. До сих пор силен стереотип, что человека там «залечат до смерти».
В то время как в крупных городах даже топ-менеджеры не стесняются полечиться в психбольнице, в регионах записаться на прием к психотерапевту до сих пор решится далеко не каждый. Г-жа Виноградова считает, что одновременно с развитием системы психиатрической помощи нужно разработать серьезные программы по просвещению населения. Люди не должны стесняться пойти к психиатру.
КСТАТИ
Депрессии снижают европейский ВВП
Европейский комиссар по здравоохранению Маркос Киприану назвал психические болезни «невидимыми убийцами в Европе». Более 50 тыс. граждан ЕС погибают ежегодно в результате самоубийств. Это чуть меньше, чем в дорожно-транспортных происшествиях. При этом 15% страдающих острой депрессией совершают самоубийства, а 56% – попытки самоубийства. В целом 27% взрослого населения ЕС страдают той или иной формой психического расстройства. Связанные с этим потери производительности труда оцениваются в 3–4% от ВВП. Бороться с проблемой решили комплексно: Брюссель разработал программу, включающую научные исследования и профилактику, совершенствование терапии и законодательных мер по улучшению условий труда. (Александр МИНЕЕВ, Брюссель)
Немцы открыли ген шизофрении
По данным медицинского симпозиума в Висбадене, только за последние 10 лет количество бюллетеней с диагнозом «душевное расстройство» увеличилось в Германии на 62%. Особенно отличаются переселенцы из бывшего СССР. По данным доктора психологии Марии Гус из Дюссельдорфа, около 70% русскоязычных иммигрантов в возрасте старше 50 лет имеют проблемы с адаптацией, в разной степени страдают от психологического дискомфорта и частенько впадают в депрессию. Да и у коренных немцев около трети всех преждевременных выходов на пенсию связаны с заболеваниями именно такого рода. Хотя еще 20 лет тому назад в Германии только 10,9 % случаев раннего выхода на пенсию были связаны с душевными расстройствами. Немцы не перестают финансировать исследования в области психиатрии. Наверное, поэтому последняя научная сенсация была сделана именно здесь. В конце прошлого года доктор Клаус Леш из Вюрцбургского университета установил бесспорную связь между наличием данной формы заболевания с мутацией в одном из генов, расположенных в 22-й хромосоме. Проще говоря, немцы первыми на планете обнаружили ген шизофрении. (Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин)