Сеанс политических пророчеств
Представители власти не верят экспертам, но всегда внимательно читают их прогнозы

Главной интригой этого месяца стало формирование нового правительства. Еще до его отставки эксперты пытались понять, кто же займет кресла в Белом доме? Из уст политологов звучали разные, порой самые невероятные предположения. В итоге кто-то угадал, а кто-то нет. В этой связи мы решили поинтересоваться у политиков, которые чаще всего становятся объектом прогнозов, а сами-то они верят политологам? Парадоксальным оказался вывод: экспертам никто не верит, но все внимательно следят за их предсказаниями.
То, что прогноз дело тонкое, не понаслышке знают все журналисты. Михаилу Фрадкову предсказывали скорую отставку на протяжении всей его деятельности на посту главы кабинета министров. Аналогичная история и с мэром Москвы Юрием Лужковым, которого эксперты вот уже не первый год время от времени отправляют на заслуженный отдых. Но, кажется, Юрий Михайлович еще переживет на своем посту всех политологов. Никто не смог предвидеть назначение на пост премьер-министра Виктора Зубкова (его вообще все на пенсию отправляли). С другой стороны, глупо было бы говорить, что прогнозы экспертов совсем не сбываются. Например, перед выборами в Госдуму было названо точное число и название партий, которые победят.
По мнению заместителя председателя Федерального политического совета СПС Леонида Гозмана, большинство экспертов, которые делают прогнозы, на самом деле информацией не обладают. «Например, те, кто говорят о том, как сложатся отношения Путина и Медведева, мне кажется, либо сознательно обманывают граждан, либо добросовестно заблуждаются, – рассказал он «НИ». – Как только человек говорит нечто вроде «Путин это сделал для того, чтобы…», это уже вызывает сомнения в интеллектуальных способностях «комментатора». Такая информация, мягко говоря, не надежная». Не верит в прогнозы и депутат Мосгордумы, зампредседателя «Яблока» Сергей Митрохин. Больше всего его забавляет, когда эксперты анализируют ситуацию в его партии. «И тут я понимаю всю бездну, отделяющую политологов от реального пласта информации», – делится он своими наблюдениями с «НИ».
«На мой взгляд, это абсолютное гадание на кофейной гуще, сплошные предположения, игра в поддавки», – говорит «НИ» заместитель главы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Борис Резник. Он убежден, что политологи «часто говорят то, что хочет услышать власть». Однако это не мешает парламентарию ежедневно знакомиться с подготовленными политологами обзорами. Например, в момент разговора с «НИ» у депутата на столе лежал еженедельный мониторинг политических событий. Правда, как говорит г-н Резник, 70–90% из того, что там предсказывают, не сбывается. «Иногда бывает просто любопытная информация, что же касается предсказаний, то это редчайший случай, чтобы что-то сбылось, – вспоминает он. – Предсказывали по формированию правительства. Как уже о решенном деле, политологи сообщали, что у Путина будет 11 вице-премьеров, что заберут многих из «Единой России», что правительство будет почти партийным. Все же оказалось иначе».
Изучает аналитику и Сергей Митрохин. «Я бы не сказал, что я только тем и занимаюсь, что читаю их прогнозы, – признается столичный депутат. – Но в принципе знакомлюсь со всякими экспертными оценками. Для того чтобы на их основе сделать какие-то собственные выводы. Это вовсе не значит, что я с этим соглашаюсь, но это все равно помогает. Так что они, конечно, не бесполезную работу проводят». Первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, член фракции КПРФ Николай Харитонов считает, что без политпредсказаний не обойтись. «Прогноз он во всех сферах деятельности очень важен, – поясняет он. – Так же, как метеорологи предсказывают погоду, которая очень важна и в сельском хозяйстве, и летчикам». Член комитета Госдумы по безопасности Алексей Розуван тоже читает прогнозы, правда, и он не всем доволен. «Если бы их прогнозы были научно обоснованными или у них был дар предвидения, – мечтает депутат. – А чаще так: лишь бы говорить. Иногда невпопад, и чем больше сенсация, тем лучше».
А вот глава юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев с подозрением относится к социологам. «У меня начинает складываться впечатление, что происходит какая-то манипуляция социологическими данными, – полагает он. – И довольно часто эти публикации носят заказной характер. Особенно связанные с политикой, с оценкой бедности, инфляции и так далее». Но, к сожалению, говорит товарищ Соловьев, видимо, вспомнив советские времена, сегодняшняя жизнь у нас столь тяжелая, особенно в общественно-политической сфере, что «политологам и социологам приходится больше ориентироваться на интересы заказчика, чем давать действительно объективную картину».
На прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин своим распоряжением создал президиум правительства России. Именно эти 15 человек будут определять экономическое и социальное развитие страны. Проще говоря, от них теперь во многом зависит, как мы будем жить в ближайшие годы. Чтобы заглянуть в будущее, «НИ» в качестве эксперимента решили обратиться за комментарием к нумерологу-психологу Центра развития психологии Ирине Хватовой. Наш эксперт составил психологические портреты ключевых министров на основе их имен и дат рождения.
И вот что получилось.