Саркози завоевывает Соединенные Штаты
Переговоры французского и американского лидеров прошли за столом стоимостью в 30 тысяч долларов
Президент Франции Николя Саркози завершает первый официальный визит в США. Саркози подтвердил, что будет проводить политику сближения с Америкой. Высокий гость выступил вчера с патетической речью перед Конгрессом, а затем провел рабочую встречу с президентом Джорджем Бушем.
«Я прибыл в Вашингтон с простой и ясной целью. Я хочу вновь завоевать сердце Америки. Причем завоевать сердце Америки на длительный срок», – заявил Саркози на ужине в Белом доме во вторник. «Мы, Франция и Соединенные Штаты, – друзья, мы – союзники. Так было всегда, и так будет навеки», – утверждал французский гость, которому в США был устроен поистине королевский прием.
Позиция предыдущего французского лидера Жака Ширака, не только выступавшего против войны в Ираке, но и в принципе имевшего иное видение международных отношений, чем Джордж Буш, во многом осложнила диалог между Вашингтоном и Парижем. «Теперь эти разногласия позади», – считает Саркози.
Проамериканизм, в котором французского лидера часто упрекают его критики, – часть пиара Саркози. Его задача, как представляется, – восстановить трансатлантическое единство и прекратить использование антиамериканизма в качестве невидимой опоры внешней политики Франции, сохранив при этом самостоятельность Парижа в международных делах.
Известно, что новый французский президент восхищается американской моделью. Известно также, что он использует жесткую риторику в отношении Ирана и демонстрирует желание помочь Бушу в Ираке. Однако за риторикой не просматривается желания играть по американским правилам. К примеру, Саркози не намерен посылать войска в Ирак. Туда он лишь командировал министра иностранных дел Бернара Кушнера со словами поддержки в адрес иракского народа, но без конкретных обещаний и обязательств.
На иранском направлении Париж также весьма осторожен. Декларируя, с одной стороны, необходимость усиления нажима на Тегеран и побуждая французские компании и банки свертывать с ним связи, Саркози тем не менее остается сторонником диалога с этой страной. «Оговорка» Кушнера о том, что миру следует готовиться к войне с Ираном, допущенная несколько недель назад, была своевременно дезавуирована, и подобных казусов более не возникало.
В качестве примеров сближения с Вашингтоном можно привести заявленное Саркози желание «наращивать» усилия в Афганистане или решить проблему полноценной интеграции Франции в НАТО (Париж с 1960-х годов не входит в военную организацию Североатлантического альянса). Но опять-таки неясно, на каких условиях Париж в итоге согласится вернуться в военные структуры (по предварительным данным, эти условия существенны). Что же касается Афганистана, то «наращивание» усилий там не станет существенным.
После выступления на объединенном заседании обеих палат Конгресса (особая честь для гостя), которое было пронизано комплиментами в адрес США, Саркози направился в Маунт-Вернон. Это семейное поместье Джорджа Вашингтона остается важным местом встречи американских президентов с зарубежными лидерами. Белый дом не преминул сообщить, что «между Маунт-Верноном и Францией существуют крепкие связи, которые зародились еще в те времена, когда сюда приезжал молодой француз, герой американской Войны за независимость, маркиз де Лафайет». В свое время президент Джон Кеннеди назвал Маунт-Вернон «символом Соединенных Штатов», а супруга нынешнего главы государства Лора Буш – «своим любимым местом».
В повестку переговоров Буш–Саркози были включены такие вопросы, как укрепление безопасности и демократии в Афганистане, иранская ядерная программа, ближневосточное мирное урегулирование, ситуация в суданском Дарфуре и содействие демократическим переменам в Бирме. Примечательно, что незадолго до визита Саркози заместитель госсекретаря по политическим вопросам Николас Бернс заявил: «С глобальной точки зрения у нас нет союзника важнее Франции по самым злободневным вопросам – изменению климата, Дарфуру, Бирме, Ливану, Ирану, Ираку».
К встрече Буша и Саркози мебельная компания «Киндел» специально изготовила стол для переговоров из красного дерева. Над ним, как сообщает компания, трудились более 100 мастеров. Стол создан по чертежам мебельщика XIX века Данкена Файфа и стоит 30 тыс. долл. Впрочем, Бушу и Саркози он достался бесплатно.