Сплошной контроль без развития
Кадровый состав правительства ориентирован на недопущение разворовывания страны
Вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин и экс-министр экономического развития и торговли Герман Греф представили руководству МЭРТа Эльвиру Набиуллину. Это фактически единственное назначение на ключевой пост в новом правительстве человека, хоть как-то связанного с планированием мер по экономическому развитию страны. Все остальные назначенцы известны как специалисты по контролю за денежными потоками. Эксперты считают такие перестановки знаковыми. Судя по всему, задача нового кабинета министров – не столько реформы и развитие экономики, сколько недопущение разворовывания госресурсов в период передачи президентской власти.
Эльвира Набиуллина – не новичок в МЭРТе. В 1997–1998 годы она занимала пост замминистра экономики, а в 2000–2003 годы была первым замминистра экономического развития и торговли, после чего возглавила экспертный совет при Совете по реализации нацпроектов и демографической политике при президенте РФ. Карьерный взлет Набиуллиной несколько выбивается из логики остальных кадровых решений президента и премьера Виктора Зубкова при формировании кабинета министров. Несмотря на самые лестные оценки, которые дал своей сменщице экс-глава МЭРТа Герман Греф, назвавший ее квалифицированным специалистом и талантливым менеджером, факт остается фактом – Эльвира Набиуллина в большей степени теоретик, чем практик. В этом отношении она разительно похожа на самого Германа Грефа образца конца 90-х годов прошлого века, пока из него не сделали «начальника Генштаба» в правительстве Михаила Фрадкова.
Поэтому едва ли оправданно ожидать от Эльвиры Набиуллиной каких-то скорых прорывных решений в сфере экономических преобразований. Впрочем, как и от других выдвиженцев в члены правительства. Реалии таковы, что среди госчиновников высшего ранга, получивших новые назначения в течение последних нескольких месяцев, преобладают люди, имеющие опыт работы в контрольных и фискальных органах. Взять самого Виктора Зубкова, пришедшего в Белый дом с должности руководителя Росфинмониторинга, где он проработал с 2001 года.
Его зять Анатолий Сердюков, рапорт об отставке которого президент не удовлетворил, как известно был поставлен во главе Минобороны с должности руководителя Федеральной налоговой службы, в недрах которой он вырос как управленец.
Повышение Алексея Кудрина до вице-премьера при сохранении портфеля главы Минфина, тоже объективно свидетельствует о целенаправленном усилении контрольно-ревизионных функций нового кабмина. За кадром этого решения пока остается невыясненным один немаловажный вопрос – будет ли премьер лично контролировать бюджетный процесс, чего сумел добиться Михаил Фрадков, или же эта функция опять полностью отойдет к Алексею Кудрину.
Отменно считать деньги умеет и новый министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, чей стаж работы в Минфине только в должности заместителя и первого заместителя министра составляет около восьми лет. Высокопоставленный источник в Кремле заявил вчера «НГ», что Голикова является «одним из самых эффективных и честных руководителей, который точно не даст ничему уйти». «Это человек поразительно честный и порядочный», – подчеркнул источник.
Поднаторел в контроле за расходованием бюджетных средств в бытность свою руководителем аппарата правительства и заместителя руководителя администрации президента и новый министр регионального развития Дмитрий Козак.
В контексте этих кадровых решений можно сделать вывод, что Владимира Путина накануне парламентских и президентских выборов в большей степени заботят не столько высокие темпы роста ВВП, сколько жесткий контроль за расходованием бюджетных средств. И перераспределение полномочий между министерствами и ведомствами, закрепленное президентским указом, тоже подводит к мысли о том, что Путин предпринимает исчерпывающие меры, чтобы взять под полный контроль денежные потоки.
Так, Росфинмониторинг выведен из состава Минфина и подчинен непосредственно председателю правительства. Или другой пример – Минрегионразвития получило право предоставлять господдержку за счет средств Инвестфонда, самостоятельно разрабатывать схемы выделения средств господдержки регионам и муниципальным образованиям. На Дмитрия Козака также возложена координация деятельности госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», бюджет которой до 2010 года составит 240 млрд. руб. И это лишь малая часть бюджетных средств, проследить за надлежащим расходованием которых предстоит обновленному кабинету министров.
Политологи сходятся во мнении, что новому кабинету в оставшийся до выборов срок практически не придется решать задачи развития. Главное сейчас сохранить статус-кво и стабильность, сообщил «НГ» гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. По его мнению, статус-кво сохранится еще два-три года после смены власти в Кремле, поскольку и для властной элиты, и для населения это наиболее желательный сценарий. В то же время гендиректор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов убежден, что многое зависит от того, кем Путин хочет остаться в истории: только человеком, принесшим стабильность, или модернизатором страны. «И в этом смысле окно возможностей до выборов сохраняется, и не исключено, что президент еще перед уходом задаст какой-то импульс», – не исключил политолог.