Проворный инвалид
Подельник Михаила Ходорковского сбежал от суда в пользу ЮКОСа
Как стало известно, во время судебного процесса исчез гражданин Испании бывший глава компании "Фаргойл" (аффилированная структура ЮКОСа) Антонио Вальдес-Гарсиа. Его обвиняют в соучастии в хищении суммы в $13 млрд, организаторами которого якобы были Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. После того как прокурор попросила суд приговорить господина Вальдес-Гарсиа к 11 годам заключения, он сбежал от своих охранников-милиционеров. Из-за этого было сорвано вынесение приговора, который должен быть приурочен к предъявлению новых обвинений по аналогичным эпизодам господам Ходорковскому и Лебедеву.
32-летний Антонио Вальдес-Гарсиа, имеющий испанский паспорт, но с конца 90-х годов работавший в России на НК ЮКОС, прилетел в Москву из Мадрида в июне 2005 года по просьбе следователей Генпрокуратуры, пообещавших, что тюремное заключение ему здесь не грозит. Испанец счел невозможным отказать следователям, поскольку те обещали навсегда закрыть ему въезд в Россию, где у него была работа, жилье и любимая девушка. В Испании же у него не было ничего – только дальние родственники.
В аэропорту его встретили сотрудники ФСБ и МВД, заявившие, что его поручено охранять от службы безопасности ЮКОСа, которая за ним якобы охотится, и увезли на подмосковную базу ОМОНа. Охранявшие его милиционеры решили помочь следствию и убедить господина Вальдес-Гарсиа в том, чтобы он сдал "организаторов преступлений" из числа руководителей ЮКОСа. Видимо, методы убеждения не понравились гражданину Испании Вальдес-Гарсиа, и в августе 2006 года он предпринял попытку самоубийства, выбросившись из окна омоновской базы, в которой его содержали, и получив тяжелейшие переломы конечностей. Милиционеры привезли покалеченного испанца в истринскую больницу, заявив, что он якобы пострадал в ДТП. Выписавшись, пострадавший Вальдес-Гарсиа еще долго не мог оправиться от травм и приходил к следователям на костылях. Его вновь охраняли милиционеры в рамках закона о защите свидетелей, хотя он был не свидетелем, а обвиняемым и не признавал себя виновным.
В апреле 2006 года судья Басманного суда Елена Ярлыкова начала слушать дело Антонио Вальдес-Гарсиа и еще двух подсудимых – экс-гендиректора компании "Ратибор" (аффилированной структуры ЮКОСа) Владимира Малаховского и бывшего заместителя директора дирекции внешнего долга ЮКОСа Владимира Переверзина. Они обвинялись в соучастии в хищении $13 млрд, из которых $8,5 млрд якобы были легализованы. По версии следствия, сырая нефть, добываемая дочерними предприятиями ЮКОСа, на бумаге поставлялась компаниям "Фаргойл" (ею руководил господин Вальдес-Гарсиа) и "Ратибор" (гендиректором был господин Малаховский), зарегистрированным в зонах со льготным налогообложением Мордовии и Эвенкии. Купленное по заниженным ценам сырье эти фирмы продавали уже по рыночным ценам, а выручку отправляли в зарубежные офшоры. Делалось это с целью экономии на налогах, однако Генпрокуратура усмотрела в данных действиях хищение и отмывание денег ЮКОСа. Но при этом потерпевшим был признан не ЮКОС, а ОАО "Юганскнефтегаз", владевшее 0,00003% его акций и якобы, как акционер, пострадавшее от растраты денег ЮКОСа.
На первом заседании суда адвокат обвиняемого Малаховского Павел Силков заявил ходатайство о проведении процесса в закрытом режиме, мотивируя это тем, что журналисты будут мешать работе суда. С ним дружно согласились адвокаты подсудимых, однако Антонио Вальдес-Гарсиа, единственный из обвиняемых, находящийся на свободе, выступил против этой меры. "Я не вижу необходимости закрывать процесс,– сказал он.– Я также возражаю против того, что мне предоставлена государственная защита. Зачем она мне?" Тем не менее судья объявила судебное разбирательство закрытым, поскольку "этого требуют интересы обеспечения безопасности его участников".
Впрочем, несмотря на усилия защитников, кое-какая информация о ходе процесса все же просачивалась. Например, во время судебного следствия гособвинитель Генпрокуратуры Ирина Шляева заявила ходатайство о проведении подсудимому Вальдес-Гарсиа психиатрической экспертизы в связи с тем, что он "неадекватен и не до конца осознает, что происходит на процессе". Но судья решила, что этого делать не стоит.
В конце декабря суд перешел к прениям сторон. Прокурор Ирина Шляева попросила суд признать подсудимых виновными в крупном хищении и легализации преступно нажитых капиталов и приговорить к 11 годам заключения каждого. На заседаниях, назначенных после новогодних каникул, должны были выступить адвокаты подсудимых. Но слушания были сорваны, так как подсудимый Вальдес-Гарсиа на них не явился, а охранявшие его милиционеры сообщили Генпрокуратуре, что он запер их на ключ в собственной квартире и исчез. В минувшую пятницу второй обвинитель сообщил суду, что против охранников, упустивших находящееся под госзащитой лицо, уже возбуждено уголовное дело. Он также ходатайствовал о возобновлении судебного следствия с целью заочно изменить подсудимому Вальдес-Гарсиа меру пресечения с подписки о невыезде на арест и объявить в розыск. Но судья Ярлыкова решила не торопиться и дать возможность МВД и Генпрокуратуре поискать пропавшего обвиняемого в больницах и моргах, отложив заседание до сегодняшнего дня.
Вчера корреспондент попросила прокомментировать факт исчезновения подсудимого Вальдес-Гарсиа его адвокатов Артура Воробьева и Татьяну Ножкину. Господин Воробьев от комментариев отказался, а госпожа Ножкина сказала: "Он пока не нашелся. Где он, я не знаю". Официальный представитель посольства Испании в РФ Игнасио Морено Госалвес сообщил, что в ноябре-декабре прошлого года посольство через свое генконсульство предлагало Антонио Вальдес-Гарсиа консульские услуги и он, поблагодарив за это предложение, заявил, что в случае необходимости он ими воспользуется. "Но пока он с нами в контакт не вступал",– сказал господин Госалвес.
Исчезновение подсудимого Вальдес-Гарсиа сорвало вынесение приговора по его делу, тесно связанному с новым делом Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Обвинения, которые им со дня на день готовится предъявить Генпрокуратура в читинском СИЗО, как раз связаны с поставкой нефти дочерними предприятиями ЮКОСа фирмам "Фаргойл" и "Ратибор", которая, по мнению следствия, происходила лишь на бумаге. В Генпрокуратуре надеялись, что приговор "нижнему звену преступной организации", то есть подсудимым Вальдес-Гарсиа, Переверзину и Малаховскому, будет вынесен уже в феврале и следствие сможет на него ссылаться как на "преюдициальный" в обвинительном заключении по новому делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Теперь же вынесение приговора отложено на неопределенный срок.
Между тем бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов, находящийся в Лондоне и объявленный Генпрокуратурой в международный розыск, считает, что побег господина Вальдес-Гарсиа отрицательно скажется на тех подследственных по делам ЮКОСа, которые находятся под подпиской о невыезде: теперь их могут арестовать. Что же касается местонахождения господина Вальдес-Гарсиа, то, по предположению господина Гололобова, тот может сейчас "сидеть в землянке калужского леса": "Он ментально привязан к России, там у него девушка, а в Испании нет ни жилья, ни работы. Но мне кажется, что он совершил ошибку: попадись он теперь правоохранительным органам, мало ему не покажется".
Генпрокуратура России хочет разобраться в смерти Юрия Голубева
Генпрокуратура РФ готовит запрос в правоохранительные органы Великобритании с просьбой тщательно расследовать обстоятельства смерти одного из основателей ЮКОСа Юрия Голубева, поскольку "есть основания предполагать, что он скончался в результате насильственных действий". При этом в Генпрокуратуре утверждают, что Юрий Голубев являлся одним из важных свидетелей по делу, расследуемому в отношении ряда должностных лиц ЮКОСа. 8 января 65-летний Юрий Голубев был найден мертвым в своей лондонской квартире. Предполагалось, что господин Голубев скончался от сердечного приступа. "Какие на него возлагала надежды Генпрокуратура в связи с расследованием дела ЮКОСа, я не знаю, но он был человек информированный,– заявил Ъ адвокат Платона Лебедева Евгений Бару.– Однако по делу Платона Лебедева и Михаила Ходорковского он в качестве свидетеля не проходил". Все догадки по поводу вероятности насильственной смерти, по словам господина Бару, "неинтересны – тут должны быть конкретные доказательства". А адвокат Леонида Невзлина Дмитрий Харитонов заявил, что не знает, проходил ли Юрий Голубев в качестве свидетеля по делу его подзащитного: "Мне не демонстрируют материалы дела, а знакомят только с некоторыми процессуальными документами". "Домыслы о том, что его (Голубева) смерть могла быть насильственной, а значит, кому-то нужной, понятно для чего появляются,– отметил адвокат Харитонов.– В смерти этого человека пусть разбираются правоохранительные органы Великобритании, а не России". Между тем официальный представитель Скотленд-Ярда заявил вчера, что результаты патолого-анатомической экспертизы, проведенной 10 января в морге Вестминстера, подтвердили естественную причину смерти господина Голубева.
Марина Лепина