Дурман-травля
Российские наркополицейские объявили войну песням, книгам, футболкам и косметике
Тексты песен сразу нескольких российских музыкальных групп стали предметом судебного разбирательства в Пензе. Местные наркополицейские посчитали, что в произведениях эстрадных коллективов «Фактор-2», «Многоточие», «Кабриолет» присутствует пропаганда наркотиков. Суд с такой точкой зрения согласился и наложил на магазины, торгующие дисками с «нехорошими» песнями, штраф, а продукцию предписал уничтожить.
Подобные дела рассматриваются в судах практически всех регионов России. В зоне внимания наркополицейских – книги, украшения, плакаты и даже косметика, в названии или оформлении которых есть хотя бы намек на наркотики. Беда только в том, что четких критериев, по которым бы можно было определить, где действительно идет пропаганда наркотиков, а где они просто упоминаются, не существует. В итоге борьба за здоровый образ жизни нередко превращается в охоту на ведьм. Эксперты убеждены: вместо того чтобы устраивать показательные акции, сотрудникам Госнаркоконтроля следовало бы бросить все силы и время на борьбу с реальным наркотрафиком.
Чаще всего в пропаганде наркоманских принципов обвиняются литературные произведения. Считается, что информация, почерпнутая со страниц книг, оказывает более сильное влияние на неокрепшую подростковую психику, чем тексты поп-групп. Да и возможностей для описания всех «прелестей» наркоманского быта в книге куда больше, чем в трехминутной песенке.
Криминальное чтиво
К примеру, недавно Свердловский областной суд оштрафовал издательство «У-Фактория» на 90 тыс. рублей. Свердловское управление Госнаркоконтроля посчитало, что произведения «Культура времен Апокалипсиса» Адама Парфрея и «Клубная культура» Фила Джексона «формируют высокий интерес и положительное отношение к употреблению психоактивных веществ и наркотиков». Мнение наркополицейских было подтверждено психологической экспертизой. Ведомство потребовало сжечь изъятые у издательства и типографии экземпляры книг.
В Великом Новгороде обвинение в пропаганде наркотиков было предъявлено владельцу магазина, продававшего книгу французского писателя Фредерика Бегбедера «Рассказики под экстази». Проведенная экспертиза доказала, что книга «не располагает читателя к духовным поискам». Недавно в Ульяновске под запрет попала книга «Марихуана – запретное лекарство», автором которой является профессор Гарвардского университета Лестор Гринспун. В своей работе автор утверждает, что марихуана обладает целебными качествами и помогает от многих болезней. В Госнаркоконтроле Ульяновской области книгу посчитали вредной. «Электропрохладительный кислотный тест» Тома Вулфа, «На игле» Ирвина Уэлша, книги Баяна Ширянова исчезли с прилавков магазинов по тем же причинам – реклама наркотиков.
Улететь от косметики
Но если «не те» книги служат пропагандой наркотиков только для одного человека, то использование наркоманской символики подводят под категорию крупномасштабной рекламной акции. Больше людей увидят – больше людей захотят попробовать, считают наркополицейские и устраивают массовые облавы на магазины, торгующие хоть чем-нибудь, напоминающим лист марихуаны. К примеру, в Кургане в одном из магазинов оперативники наткнулись на компакт-диск с красноречивой надписью «Коси и забивай». На обложке диска изображен герб в обрамлении листьев конопли, а также курящий мужчина с венком из конопляных листьев на шее.
В Хабаровске суд привлек владельца магазина «Аврора» к административной ответственности за то, что в торговом павильоне была большая занавеска, украшенная изображением листа конопли и множеством фраз, в каждой из которых содержалось слово cannabis. Среди продававшихся вещей была заплечная сумка с изображением герба СССР, у которого вместо колосьев нарисованы листья конопли, а на лентах вокруг них размещены призывы к легализации наркотиков. В ассортименте магазина были также футболки с изображением дымящейся папиросы с надписью «Беломор-каннабис» и другие товары с рисунками в виде листьев конопли.
В Волгограде прокурорские работники обвинили компанию мобильной связи в том, что она продавала аксессуары к телефонам, украшенные изображением семилистника конопли. В Калининграде приглашения на дискотеку содержали в своем тексте призывы к легализации марихуаны. В частности, на плакате, помимо надписи Legalize It, был изображен листок конопли и кот с сигаретой в зубах. Если следовать логике наркополицейских, штрафам стоит подвергнуть и герб город Новозыбкова – зеленый сноп конопли, который ежедневно призывает «покурить травку» более 40 тыс. человек населения.
Но самую необычную мишень в борьбе с пропагандой наркотиков избрали правоохранительные органы города Белогорска Амурской области. Местная прокуратура обнаружила в рекламном объявлении одной из газет информацию о косметике под названием «Улетная линия», ароматизированной запахом марихуаны на основе конопляного семени. При этом, как пояснили в прокуратуре, слово «марихуана» было выделено крупным шрифтом. В отношении главного редактора газеты, опубликовавшей рекламу косметики, и предпринимателя, занимавшегося реализацией косметической продукции, было возбуждено дело об административном правонарушении за пропаганду наркотических средств.
Экспертиза на глазок
Наркополицейские убеждены, что эти меры просто необходимы. «Изъятие дисков и тиражей книг мы производим, прежде всего, по заявлениям граждан, – рассказал «НИ» начальник управления общественных связей Госнаркоконтроля Николай Карташов. –Предварительно обязательно проводим тщательную экспертизу и конфискуем продукцию только по решению суда. Сейчас просто необходимо предотвращать пропаганду наркотиков, потому что большинство молодых людей узнает о них именно из литературы и фильмов».
Может, и так. Только в России до сих пор нет четких критериев, по которым можно было отличить простое упоминание о наркотиках от их пропаганды. Определяется вредоносность литературы и фильмов исключительно, исходя из закона «О наркотических средствах», в котором под запрет попадают носители информации, «распространяющие сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения и преимуществах использования отдельных наркотических средств». Определения скрытой рекламы «дури» до сих пор не существует. Этот пробел в законодательстве и позволяет обвинять в рекламе наркотиков порой все, что угодно. «Экспертиза в данном случае экспертизе рознь, – рассказал «НИ» руководитель Фонда защиты гласности Алексей Симонов. – Достаточно вспомнить советский период, когда многих интеллигентных людей сажали в тюрьму за просмотр порнографии, хотя на самом деле они смотрели классику мирового кино. Критерии, по которым измеряется вредность того или иного произведения, не совсем понятны».
Шерлок Холмс вне закона
Наркологи сами затрудняются сказать, что заставит человека попробовать наркотики в первый раз, что же говорить о чиновниках без медицинского образования. Захочет ли человек закурить свой первый «косячок» от одного упоминания марихуаны в книге или на этот поступок его может подвигнуть любимый литературный герой, страдающий наркоманией?
Исходя из такой логики, на всякий случай стоит изъять с полок магазинов книги о Шерлоке Холмсе, который потреблял опий, произведения Карлоса Кастанеды, описывающего кактусы-галлюциногены, и стихи Поля Верлена – поклонника абсента, а также запретить песни «Трава у дома» и «Про зайцев». «Оценить, пропагандирует ли диск наркотики, непросто, – рассказал «НИ» генеральный директор компании «Снегири-звукозапись» Валерий Просфиров. – При желании зачислить в эту рубрику можно очень многие произведения. Однажды, например, мы столкнулись с текстом песни, где были слова «лошадка везет кокаин». Ничего сомнительного, на наш взгляд, в этой фразе нет. Артист имеет право на самовыражение, и придираться к каждому слову не стоит».
Ситуация осложняется еще и разными судебными решениями по одинаковым делам в разных регионах. Ознакомиться хотя бы с тем, что именно суд посчитал пропагандой в аналогичном деле, невозможно. «В отличие от западных стран у нас нет единой базы судебных решений, – рассказал «НИ» председатель Общества защиты прав потребителей «Конфоп» Дмитрий Янин. – Это сказывается и на приговорах: в разных регионах по аналогичным делам могут быть совершенно разные судебные решения. К примеру, в одном городе диск могут признать рекламирующим наркотики, а в другом нет. Путаница, одним словом».
Продавец всегда не прав
Даже если речь идет о вопиющей пропаганде наркотиков, кара настигает не тех, считают эксперты. Продавцы и предприниматели просто физически не в состоянии прослушать все альбомы поп-коллективов или прочитать все имеющиеся на прилавках книги. «У нас почему-то ведут борьбу с посредниками. А надо сделать так, чтобы продукция, будь то компакт-диски или книги, вообще не попадала на прилавки, – пояснил «НИ» правозащитник Александр Брагин. – Немного не на то обращают внимание. Нужна общегосударственная антинаркотическая программа, следует активнее привлекать общественность. Многие сельские районы и пригороды поросли коноплей, но местные жители даже не знают, куда обращаться, чтобы ее уничтожили».
Материальные убытки в любом случае придется нести предпринимателям. «Если по решению суда диск изъяли, то предпринимателю остается либо подавать на кассацию и обжаловать приговор, либо молча нести убытки, – рассказал «НИ» адвокат Юрий Добронравов. – Вся ответственность в этом случае ложится на коммерсанта. Незнание законов не освобождает от ответственности».
Лучшая реклама – запрет
Запрет на открытую пропаганду наркотиков, безусловно, необходим. Однако шумные кампании по изъятию продукции, где, к примеру, встречается слово «марихуана», могут привести к противоположному результату. «Стимулировать человека на принятие наркотиков может стремление подражать своему кумиру или литературному герою, – пояснил «НИ» нарколог Владимир Есаулов. – Если он просто увидит лист марихуаны, то может даже и не определить, что это за лист. Вопрос в том, чтобы наркотики не становились модными. Конечно, изымать продукцию, которая действительно их рекламирует, нужно, но делать это нужно тихо, без лишнего внимания. Громкие процессы фактически оказываются дополнительной рекламой изъятых произведений».
Силы и средства, которые тратятся на борьбу с «вредными» песнями, логичнее было бы кинуть на противодействие реальному наркотрафику. Пока что этого, к сожалению, не происходит. Эксперты убеждены: как бы ни пропагандировались наркотики в фильмах, книгах и музыке, люди не будут их употреблять, если нет возможности достать зелье. А это у нас, увы, не составляет особого труда. «Госнаркоконтроль борется не с причинами проблемы, а со следствием, – рассказал «НИ» Алексей Симонов. – Это лишь демонстрация активности, но не сама активность. Необходимо обратить внимание на пути наркотрафика, на коррупцию в правоохранительных органах, а не объявлять с фанфарами о победе над злом в музыкальных и книжных магазинах».