Пекин выстраивает глобальную сеть для беглых чиновников
Китай поклялся дотянуться до скрывающихся за рубежом коррупционеров
Китайские власти решили остановить отток капитала и бегство из страны коррумпированных чиновников. Пекин заключает международные соглашения о возврате в КНР как самих беглых чиновников, так и их активов. Китайские судьи и прокуроры клянутся не допустить спокойной жизни для скрывающихся коррупционеров. Пекин уже договорился об экстрадиции преступников с десятками стран. Таким образом, шансы на сохранение незаконно нажитых капиталов для китайских чиновников значительно сокращаются.
Еще недавно китайские коррупционеры полагали, что после успешного бегства за рубеж они могут оказаться в безопасности. Но в ближайшее время власти КНР закроют такую возможность.
«Участившиеся случаи отъезда в зарубежные страны присвоивших себе незаконно деньги чиновников не только приводят к массированному оттоку капитала за рубеж, но и наносят значительный ущерб авторитету Китая в области верховенства права и имиджу правительства КНР», – отмечает «Синьхуа». При этом власти говорят, что слышат призывы общественности «преследовать тигров и хватать мух».
В прошлом году Пекину удалось добиться возврата на родину чиновника-коррупционера Ван Гоцяна, который выехал в США, прихватив с собой более 30 млн долл. Этот руководитель комитета Китайской компартии в городе Фэнчэн северо-восточной провинции Ляонин сбежал из страны еще осенью 2012 года. Коммунист Ван Гоцян получал взятки от местных застройщиков и от отопительной компании. При этом, уже находясь под следствием, он смог выехать в США вместе с деньгами к своим родственникам в Штатах. Однако через 2,5 года после побега Ван Гоцян вернулся в Китай и добровольно сдался прокурорам КНР. Свое возвращение в Китай бывший чиновник объяснил невозможностью спокойного существования в США. В свою очередь, китайские власти считают это своей заслугой. И теперь они собираются сделать преследование беглых коррупционеров глобальным и тотальным.
Возвращение в Китай с повинной Ван Гоцяна стало результатом усиления борьбы КНР против скрывающихся за рубежом коррупционеров. Эту работу в КНР ведет специальная Канцелярии по делам преследования беглых чиновников и истребования незаконно полученного ими имущества из заграницы при Координационной группе по борьбе с коррупцией Центрального комитета КПК. Условия возврата беглых чиновников стали важным пунктом договоренностей КНР и США о борьбе со скрывающимися коррупционерами.
«Китай дал клятву не допустить превращения зарубежных стран в рай для коррупционеров», – сообщило в конце прошлой недели агентство «Синьхуа». За последние 3,5 года из Китая в США сбежали, по данным СМИ, свыше 7 тыс. коррупционеров, которые вывезли из Поднебесной более 50 млрд долл.
В 2014 году на территории Китая и за его пределами были арестованы 749 подозреваемых в совершении должностных преступлений, в том числе 49 лиц, которые были арестованы или экстрадированы с территории 17 стран мира, в том числе США и Канады. Пекин уже заключил 39 договоров об экстрадиции и 52 договора о помощи в уголовных делах. Его цель – создание Сети международного сотрудничества в области преследования скрывающихся от закона преступников.
Еще недавно уклонение от налогов с помощью иностранных банков считалось относительно безопасным делом. Сегодня мы живем в другой реальности: борьба с уклонением от налогов превратилась в международную кампанию, и правительства разных стран договариваются об автоматическом обмене налоговыми данными и информацией банковских счетов. Нечто похожее может произойти и с эмигрантами-коррупционерами. Сегодня эти чиновники считают, что могут спрятаться вместе со своим капиталами за границей. Но завтра усилия Китая могут сделать бегство чиновников из страны практически бессмысленным.
Между тем для российских коррупционеров бегство за границу пока остается надежной формой защиты. «Международных инструментов для возврата на родину коррупционеров и их активов сегодня вполне достаточно, все они описаны в конвенциях по борьбе с коррупцией. Но пока эти инструменты, как правило, остаются неиспользованными», – считает вице-президент «Трансперенси интернэшнл» Елена Панфилова. По ее словам, Китайская компартия последнее время демонстрирует системный подход в борьбе с недобросовестными чиновниками. В России же преследование коррупционеров, как правило, является элементом борьбы бульдогов под ковром – то есть одним из инструментов давления при столкновении властных кланов.