Схватка в китайских элитах вышла на новый уровень
В Компартии КНР развернута борьба с фракционностью
Политбюро ЦК Компартии Китая потребовало укрепить дисциплину и предупредило, что фракционность недопустима. Это заявление стало, по существу, первым после эпохи Мао Цзэдуна признанием, что в партии существуют группировки. Но кто конкретно в них входит? В сообщениях китайской прессы упоминались бывший министр общественной безопасности Чжоу Юнкан и его приближенные.
Западные аналитики упоминают также приверженцев помощника бывшего лидера страны Ху Цзиньтао. Но, как подчеркивает эксперт, разногласия на вершине власти в Пекине не стоит уподоблять фракционной борьбе в КПСС. В КНР кланы образуют боссы на местах, контролирующие доступ к средствам государства.
Центральная комиссия по проверке дисциплины КПК в прошлом году провела расследования в отношении более 71 тыс. чиновников, которые нарушили установки партии. Более 23 тыс. из них подверглись партийным или административным взысканиям. Об этом сообщает газета «Хуанцю шибао», издаваемая главным органом КПК газетой «Жэньминь жибао».
Публика, продолжает издание, аплодирует борьбе против взяточничества, но в то же время спрашивает, каков будет следующий шаг в кампании. И вот он был сделан. Власти раскрыли сети коррупции, ведущие к делам, получившим широкий резонанс. Оказалось, что существуют определенные группы, объединенные общими интересами. Как указывается далее в статье, лидер партии и председатель КНР Си Цзиньпин считает, что существование внутрипартийных клик абсолютно недопустимо.
В ходе разоблачения одного высокопоставленного чиновника за другим руководство и партийная печать усилили критику фракционности. Когда какой-нибудь «большой тигр» попадался в ловушку, всплывала на поверхность и «клика или банда», связанная слабыми или жесткими узами. В частности, официальное агентство «Синьхуа» отметило существование клик, включающих секретарей высокопоставленных руководителей, чиновников в нефтяной промышленности и угольной отрасли.
В этой связи газета назвала несколько малоизвестных за пределами Китая лиц. При этом никак не названы такие «тигры» крупных коррупционных дел, как бывший министр общественной безопасности Чжоу Юнкан и помощник бывшего генсека КПК Ху Цзиньтао – они все еще находятся под следствием. Между тем ранее в китайской прессе говорилось, что Чжоу, ранее возглавлявший самую крупную государственную нефтегазовую корпорацию, дал возможность нажить огромные деньги своим родным и подчиненным.
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Исаев отметил, что раз речь зашла о фракциях в партии, сразу напрашивается параллель с КПСС. Но эта параллель условна. «В Советском Союзе после Сталина спор носил прежде всего политический характер. Каким путем идти? В Китае тоже сейчас идет дискуссия о том, становиться либеральным обществом или не становиться, проводить реформы по европейскому или американскому образцу или не проводить. Но главная проблема китайского общества другая. Китайцев больше волнует то, что образовался слой людей, которые стали полновластными властителями на местах, в провинциях, уездах. Это характерно для Китая. Вспомним хотя бы о милитаристских кликах в 20–30-е годы. Образуются замкнутые группы. Политика руководства как раз направлена на то, чтобы не допускать создания кланов, а укрепить центральную власть. Тем более что Китай играет все более активную роль на международной арене», – полагает эксперт.
Печать впервые заговорила о фракционности в партии. Из публикации видно, что это связано с обострением борьбы внутри государства и партии, вызванной антикоррупционной кампанией. И приведенные в публикации цифры показывают, что проверке подверглось огромное число людей. Раньше они чувствовали себя уверенно на своих постах. А теперь они превратились, применяя выражение Мао Цзэдуна, в «бумажных тигров». Естественно, среди функционеров возникают группировки, которые стремятся сообща защититься от преследований со стороны комиссии по проверке дисциплины. Тут очевидна политическая составляющая событий. Ведь крупные чиновники давно связали свою карьеру с продвижением в партийном аппарате, заключил Исаев.
Заместитель генерального секретаря антикоррупционного центра в Академии общественных наук КНР Гао Бо назвал фракционность разновидностью политической коррупции. Как бы то ни было, в частый бредень, заброшенный следователями, попадаются все новые лица. Как утверждает газета South China Morning Post, арестован Ма Цзянь, отвечавший за контрразведку в Министерстве госбезопасности.