Бог в помощь
Церковь впервые рассказала, как зарабатывает деньги
Банк Ватикана впервые за 125 лет опубликовал финансовый отчет о своей деятельности. Согласно документу в прошлом году Институт по делам религии (IOR — официальное название Банка Ватикана) заработал 86 млн евро — в четыре раза больше, чем годом ранее. Публикация стала еще одним шагом к большей прозрачности банка, который погряз в коррупционных скандалах.
«В Ватикане произошло неслыханное», ― пишет итальянская газета l’Espresso. Банк Ватикана опубликовал первый в своей истории стандартный финансовый отчет. Согласно ему IOR заработал 86,6 млн евро, что позволит ему передать в бюджет Святого престола 54,7 млн евро на благотворительные нужды. 2013 год, согласно прогнозу банка, будет не таким успешным с учетом роста процентных ставок, а также расходов на реформирование института.
«Самое удивительное в этом отчете ― это то, насколько он оказался неудивительным. IOR ― это крайне консервативный финансовый институт, который инвестирует в государственные облигации, а также предоставляет услуги по банковским вкладам. Кроме того, он очень хорошо капитализирован — на конец года обеспеченность собственным капиталом составила 15%, что намного выше, чем у многих финансовых институтов», ― рассказал в интервью Vatican Radio новый президент IOR Эрнст фон Фрайберг (вступил в должность с конца февраля 2013 года).
Вообще первый шаг к прозрачности Ватикан предпринял еще в 2011 году, вкратце рассказав о финансовом состоянии банка. На тот момент ― 20,7 тыс. клиентов, 33 тыс. счетов и 8,2 млрд долл. под управлением. Но на этом точная информация заканчивалась и начинались домыслы. Список депозитариев де-юре ограничен служащими Ватикана, религиозными орденами, а также благотворителями. Но по признанию бывшего президента IOR Анжело Калойи, многие, кто «испытывает проблемы с законом», обзаводились счетами в этом банке.
Вплоть до недавнего времени IOR настаивал, что не является полноценным банком, а просто управляет активами, связанными с религиозной и благотворительной деятельностью, что позволяло ему не отчитываться перед регуляторами. Результатом такой скрытности стало то, что Совет Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег Moneyval посчитал, что деятельность IOR только частично соответствует международным стандартам, а Госдепартамент США включил Ватикан в список стран, уязвимых для отмывания денег.
Согласно отчетности IOR не использует депозиты для кредитования и держит менее 1 млрд евро в акциях. Но в остальном он действует как обычный банк: предоставляет услуги по управлению активами (на этом ему удалось заработать 12,2 млн евро), а также выдает займы (25,8 млн евро за 2012 год). IOR держит 41,3 млн евро в золоте, прочих металлах и драгоценных монетах. Кроме того, банку принадлежит компания по операциям с недвижимостью, а также непосредственно недвижимость на 1,9 млн евро.
Чтобы улучшить работу института, а заодно подправить его имидж, г-н Фрайберг нанял американскую компанию Promontory Financial Group, которая занимается проверкой всех подозрительных счетов. В Ватикане его деятельность уже окрестили «охотой на ведьм» ― каждому клиенту теперь приходится подробно отчитываться по каждой транзакции, превышающей 10 тыс. евро. Это уже привело к оттоку депозитариев — за 2012 год у банка осталось 18,9 тыс. клиентов, а объем активов под управлением сократился до 7,1 млрд евро. Однако г-ну Фрайбергу и это кажется недостаточным — по данным Reuters, он хочет закрыть все счета зарубежных посольств после ряда подозрительных операций чиновников Ирана, Ирака и Индонезии.
За усилиями по улучшению имиджа проблемного финансового института следит лично папа Франциск I. Понтифик ранее создал специальную комиссию для курирования деятельности IOR. Свои отчеты комиссия будет представлять непосредственно папе. «Франциск I мог бы запросить отчет у менеджмента банка. Но очевидно, что он не доверяет руководству IOR», — считает источник The Telegraph. Такого же мнения придерживается l’Espresso ― в дополнение к комитету у папы римского в IOR теперь есть доверенное лицо, которое подробно докладывает ему о том, что действительно происходит в банке.