Неоднозначное партнерство - казахские реалии
Россия и Казахстан – старые партнеры, испытанные, но всякое испытание имеет свой предел. Сегодня, по мнению ряда экспертов, над стратегическими российскими разработками в области микроэлектроники, ракетостроения, создания собственных высокоточных систем вооружений в Казахстане нависла угроза – и этот факт не должен остаться без внимания общественности.
Как пишут СМИ, ведущий отечественный производитель высокоочищенного кремния и обладатель сверхсовременных ноу-хау в области энергосберегающих технологий и экологически чистой энергетики – ЗАО «ГК «Титан» братьев Сутягинских – может потерять контроль над своими активами в этой республике.
Судя по развитию событий, причина проста: в выдавливании Сутягинских из Казахстана и получении этих активов серьезно заинтересовались некоторые, назовем их - региональные силы. Причем, заинтересовались настолько сильно, что в ход пошли инструменты, успевшие основательно забыться с «лихих» 1990-х годов: организация подложных судебных исков, громкого уголовного дела и скандальное, навязчивое медиа-сопровождение.
История деятельности братьев Сутягинских в Казахстане хорошо известна. Еще в 2006 году ими был запущен в эксплуатацию завод по глубокой переработке зерна в Северо-Казахстанской области. В 2010 году – завод по производству металлургического кремния в Караганде.
Управляемый ТОО «Силициум Казахстан» (у Сутягинских – контрольный пакет) карагандинский завод стал итогом конструктивного трехстороннего сотрудничества российского, казахского и немецкого капиталов.
Последний был представлен концерном ThyssenKrupp AG (крупнейший в мире производитель легированной стали), а совокупный объем инвестиций ЗАО «ГК «Титан» в эти объекты составил более 100 млн. долл. Неудивительно, что в церемониях открытия обоих заводов принимал участие лично президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Понятно, что, несмотря на щедро выданные авансы и сверхоптимистичные ожидания, как и в любом многомиллионном начинании, в строительстве заводов не удавалось избегать некоторых проблем. В частности, в рамках частно-государственного партнерства ожидалось, что казахстанская сторона возьмет на себя бремя расходов и работ на подведение электрических и водопроводных сетей. Однако с этим возникли проблемы: коммуникации, по сути, так и не были обеспечены на должном уровне. Это особенно негативно повлияло на работу зернового завода и, в итоге, привело к его консервации.
Не исключено, что в это время у Александра Сутягинского, отвечавшего за работу семейного бизнеса в Казахстане (и, к слову, гражданина этой страны), произошел конфликт с чиновниками, отвечавшими за сопровождение проектов ЗАО «ГК «Титан». Здесь надо обязательно отметить, что в последние годы в Казахстане, как и в России, была развернута сверхактивная антикоррупционная кампания.
Причем, если у нас дела только «раскручиваются», то в Казахстане многие из них уже закончились для подсудимых (весьма высокого уровня) длительными сроками тюремного заключения. Например, экс-министр внутренних дел и бывший председатель Комитета таможенного контроля Серик Баймаганбетов за получение взятки был приговорен к 10 годам заключения в колонии строгого режима с конфискацией имущества.
Иначе говоря, сегодня чиновничий класс в Казахстане находится под суровым прессом антикоррупционной борьбы и это, надо полагать, провоцирует у него нервную реакцию на любую опасность, тем более внешнюю. Таким фактором могло бы стать (или, скорее всего, стало) обращение А.Сутягинского, например, в администрацию президента Казахстана с конкретными жалобами и с упоминанием конкретных фамилий.
Однако, к удивлению самого жалобщика, «прессу» со стороны силовых органов, играющих в такого рода делах решающую роль подвергся сам А.Сутягинский. В октябре 2012 года он был арестован в г. Алматы по подозрению в организации приготовления убийства.
По понятным причинам, арест представителя крупной предпринимательской семьи вызвал широчайший резонанс, как в Казахстане, так и в России. СМИ гадали о причинах ареста, высказывая диаметрально противоположные версии, среди которых довольно быстро начало доминировать мнение о том, что Сутягинских банально выжимают из Казахстана. Последние события это мнение только подтверждают. «Вдруг», например, в Интернете стали доступны фрагменты якобы оперативных съемок, на которых «человек, похожий на А.Сутягинского», договаривается об организации покушения, легшего в основу его ареста.
Подобные приемы в России применялись довольно давно: вспомним, например, «человека, похожего на генерального прокурора». Случаи таких «сливов» в ходе объективного расследования навскидку и вспомнить-то сложно.
К слову, судебное слушание в отношении А.Сутягинского еще не завершилось, т.е. ущербу подверглась личная и деловая репутация пока невиновного человека (за что принято хотя бы извиняться), а «жертва» А.Сутягинского предприниматель Михаил Гаркушкин уже озвучивает прессе планы снять фильм о покушении на себя (еще одно ноу-хау информационной войны).
Вокруг этого дела поднимается волна откровенно сепаратистских настроений на фоне замалчивания казахстанскими СМИ реальных фактов коррупции по отношению ко многим производственным компаниям, крупнейшим региональным налогоплательщикам, приносящим ощутимую прибыль экономике. Местное начальство, получившие феодальную власть в регионах, грозит уничтожить любой, даже самый прибыльный для экономики бизнес в угоду личным интересам. Это вызвано, как правило, воровством государственных бюджетных средств, выделяемых для инфраструктурных проектов при открытии новых производств на «их» территории.
Понятное дело, что алчностью местных чиновников пользуются и внешние силы, стремящиеся помешать дальнейшей интеграции российской и казахстанской экономик. Помимо этого, они очевидно стремятся к ослаблению позиций России в международной «гонке технологий», ведь российские производственные компании в Казахстане заняты обкаткой собственных новейших ноу-хау в различных производственных областях, будь то производство сланцевого газа, промышленные разработки экологически чистого биотоплива или производство сырья для микроэлектроники.
Таким образом, действия местных властей и некоторых предпринимателей идут вразрез с политической стратегией руководства республики и, например, основными тезисами к проведению в Астане EXPO-2017 (энергосберегающие технологии, «зеленая экономика», развитие аграрно-производственных кластеров). Все это серьезно компрометирует и дальнейшее развитие бизнес-партнерства России и Казахстана, грозит свести на нет все усилия руководства двух стран по взаимной интеграции.
Надо полагать, ситуация вокруг А.Сутягинского неизбежно станет предметом самого пристального внимания со стороны высшего руководства Казахстана, а к списку «высокопоставленных чиновничьих приговоров» прибавятся новые имена. Это просто необходимо сделать, чтобы восстановить репутацию верховной власти в республике, а то получится, что коррумпированность чиновников районного масштаба ставит под угрозу не только развитие местного бизнеса, но и деловое стратегическое партнерство с Россией в рамках Таможенного союза и Евразийской интеграции.
Тем более, что такие примеры уже есть: взять хотя бы уничтожение высокотехнологического комплекса «Биохим» по производству зерновых биодобавок и топлива из отходов сельхозпроизводства, а также попытку захвата ТОО «Силициум Казахстан».