Об очередной задаче протестного движения
Либерализация избирательного законодательства как главное требование к власти
Накануне митинга 24 декабря перед протестным движением встает вопрос о приоритетных направлениях деятельности и тактике. Из требований, выдвинутых на Болотной площади, наиболее перспективной представляется либерализация избирательного законодательства: упрощение регистрации политических партий, упрощение процедуры их допуска на выборы.
Отношение к прошедшим выборам в Госдуму у протестующих может оставаться прежним. Однако в ситуации, когда КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» взяли мандаты и приступили к работе в парламенте, фактически согласившись с результатами выборов и дистанцировавшись (во всяком случае, на уровне организаций, а не отдельных членов) от протестного движения, настаивать на повторном голосовании за тех же политиков по меньшей мере непрактично.
Либерализация действующего избирательного законодательства может придать гражданскому протесту новое измерение. Политический инструментарий протестующих расширится. Они уже не будут вынуждены участвовать в состязании сил, не представляющих их интересы («голосую за любую партию, кроме партии власти»). Упрощение регистрации позволит структурировать протестное движение, вычленить конкретные позитивные политические программы. Гражданская солидарность обретет черты сугубо политического компромисса партий и движений с собственным электоратом. Повысится репрезентативность политической системы. Это будет способствовать тому, что вовлечение в политику «новых недовольных», вышедших на улицу после 4 декабря, окажется долгосрочным.
Требование допуска на поле реальной, легальной, институционализированной борьбы за власть перспективно, поскольку правящая элита уже обозначила (во всяком случае, на словах) готовность пойти на такого рода уступки. Владимир Путин в ходе четырехчасовой прямой линии дал понять, что шаги в сторону либерализации избирательной системы, включая упрощение регистрации малых партий, возможны и даже нужны. Дмитрий Медведев на встрече с лидерами партий заявил о необходимости снятия «накопившихся ограничений на политическую деятельность» и позже, общаясь с активом «Единой России», говорил о «новой стадии развития политической системы».
Еще раз продемонстрировав масштаб недовольства на проспекте Сахарова, еще раз выразив солидарную гражданскую позицию, важно начать разговор о том, каким должно быть избирательное законодательство и в чем может заключаться его либерализация. Ориентироваться можно на практики регистрации, сложившиеся в европейских странах – Франции, Германии, Великобритании. Их основной чертой является уведомительный характер регистрации. Так, во Франции действует порядка 500 партий, из которых половина имеет средства на участие в выборах.
Суть либерализации – в том, что в деле допуска на поле политической конкуренции государство утрачивает функции арбитра и занимается преимущественно технической фиксацией соответствия или несоответствия той или иной заявки простым базовым требованиям: наличие устава и программы, данные о структуре и лидерстве, адрес штаб-квартиры, прозрачность и характер финансирования. В случае с регистрацией партий в качестве участниц конкретных избирательных гонок можно говорить об их способности или неспособности финансировать кампании. Региональная представительность, электоральные перспективы, уровень поддержки – все это должно стать предметом заботы исключительно самих участников политической борьбы.
Если акцент будет сделан на таких требованиях, если они будут выдвигаться в приоритетном порядке, вперед прочих довольно популярных лозунгов, протестующим удастся добиться реальной политической самостоятельности в рамках существующей системы. Без этого реальное, содержательное стимулирование перемен затруднительно, если не сказать – невозможно. В мирном русле.