Они умирали за Мордашова
Трагедия на воркутинской шахте показала принципиальную ненаказуемость олигархов в нашей стране и наплевательское отношение федеральной власти к жизням простых россиян
Итак, прогремевшую на всю страну шахту «Северная» заливают водой. Затапливают. Уже пятый день. Глава пресс-службы АО «Воркутауголь» Татьяна Бушкова обозначила сроки полного затопления – 60 дней. Подача воды сейчас ведется с двух оборудованных точек, а также за счет подземных вод. Для ликвидации последствий аварий шахта будет полностью затоплена, а после этого начнется откачка воды. Когда вся вода из шахты уйдет, спасатели приступят к разбору завалов и поиску тел горняков, которых не удалось извлечь на поверхность после многочисленных взрывов из-за непрекращающегося пожара. «Воркутауголь» намерена в будущем восстановить работу «Северной», потому что шахта является одной из ключевых для предприятия. Однако на предприятии пока не говорят о сроках, через которые шахта снова сможет работать. Напомним, что шахта принадлежит известному российскому олигарху, владельцу «Северстали» Алексею Мордашову (занимает 6-е место в списке российских миллиардеров по версии Forbes с состоянием 10,9 млрд USD).
Цена слова Дворковича
Это был официальный сценарий дальнейшего развития событий. Озвученный правительственными чиновниками и представителями Алексея Мордашова. Точно так же спокойно, с расставленными акцентами они давали комментарии СМИ через три дня после аварии, 28 февраля, когда вице-премьер Аркадий Дворкович прилетел в Воркуту. Говорили о природном характере аварии, о том, что датчики в шахте никто специально не настраивал, что система безопасности работала как положено.
Правда, на встрече с семьями горняков г-н Дворкович выглядел более чем бледно и растеряно. И именно там, глядя им в глаза, он пообещал, что шахта затапливаться не будет. Вот его речь дословно: «Я видел сегодня в прессе, что шахта будет затоплена. Это враньё. Такой вариант не рассматривается, как основной. Основным является вариант перекрытия шахты с дальнейшим закачиванием азота. После это проветривание шахты и дальнейшее восстановление работы с небольшим тем не менее шансом извлечь тела или останки погибших ваших близких. Я об этом говорю вам абсолютно ответственно, откровенно и правдиво».
Тогда же, не будучи профессионалом в области добычи угля и горноспасательного дела, вице-премьер заявил, что поиски оставшихся под землей шахтеров будут остановлены. «Этой ночью мы убедились, что шанса не было и сейчас его нет. К сожалению, на очень жестоком и тяжелейшем развитии событий мы убедились». Это – его слова. Он пытается зомбировать присутствующих в зале – «шанса не было». То есть, чего вы тут гоношитесь? Всё, приехали! Никто никого спасать и не собирается…
Впрочем, дальнейшие события показали, что 27-28 февраля врали не СМИ, а Аркадий Дворкович. Не прошло и недели, как в шахту полилась вода…
Смешливый Мордашов
…«У нас горе, а ему смешно, - говорила одна из женщин, присутствовавшая на встрече 28 февраля, о Мордашове. - Он сидит, улыбается!». И в этом – весь Алексей Александрович.
Еще идут спасательные работы, а хозяин «Северной» рассказывает людям и СМИ о… нет, не о спасении шахтеров, а о том, как авария повлияет на производственные показатели и отношения с партнерами! Никакого сочувствия к людям. Даже формально-лицемерного. Как говорится, ничего личного – только бизнес.
Не верите? Пожалуйста. На встрече с семьями шахтеров 28 числа первый вопрос, который ему задают, звучит так: «Вы их поднимете?» (речь об оставшихся под землей горняках). Ответ: «Вопрос, который вы мне задали, он, наверное, не основной. Я точно дойду до него, только не сразу. Потому что более важные вопросы - о судьбе шахты».
На протесты и вопросы женщин, в одночасье оставшихся без мужей, Алексей Мордашов отвечать явно не хочет. То он не специалист (когда его спрашивают, почему сразу не начали спасать людей, хотя за несколько минут до этого уверенно рассказывал про то, как ведут себя сигнальные датчики), то он не знает, что на его шахте людей по полтора года не отпускают в отпуска, то удивляется, что людям за несколько месяцев не выплачивают зарплату. Большим «Открытием» для него становятся слова о том, что люди не жалуются на условия работы – а кому жаловаться? На предложение дать свой номер мобильного для экстренных случаев олигарх отвечает решительным отказом: «представляете, что будет, если я буду отвечать на все звонки?» Но обещает открыть «Горячую линию» (интересно, откроет ли?).
А еще Алексей Мордашов не стал отвечать и на другой, не менее животрепещущий вопрос – почему на его шахтах такие мизерные зарплаты. «Платим мы столько, сколько… рыночную цену», только и сумел пробормотать он. Всю дорогу олигарх пытался вернуться к любимому пункту: когда опять заработает «Северная».
Потом, во время общения с федеральными СМИ, тема спасения не людей, а своего бизнеса, заполонила всё. Благо, никто не мешал и неудобных вопросов не задавал. Для «Северстали» эта шахта является самой большой, и в ней добывают четверть самого ценного жирного угля, поэтому восстановить ее работу для компании очень важно; общими усилиями ее можно вернуть к работе в течение 6 – 12 месяцев, хотя каждый месяц простоя встанет ему, Мордашову, в 2,5-3,3 млн долларов; шансы на восстановление работы шахты «Северная» очень высоки, а работы обойдутся в 50 млн долларов - вот о чем вещал хозяин шахты. Цифры, месяцы, доллары – людей здесь нет. Заметили?
Зададим риторический вопрос: понесет ли какую-нибудь ответственность Алексей Мордашов за то, что его личный бизнес убил людей? Вряд ли. Косвенно это дали понять еще 28 февраля. Тогда, в ожидании приезда Аркадия Дворковича врио главы Коми Сергей Гапликов обратился к следственным и надзорным органам с требованием провести максимально открытое расследование причин аварии на шахте: «Это не вернет к жизни горняков и спасателей, но справедливость должна быть установлена». На что сразу последовал окрик со стороны Следственного Комитета – требовать от него никто ничего не может. Гапликову пришлось извиниться…
О чем говорит трагедия «Северной», точнее, действия чиновников и собственников в отношении ликвидации аварии и спасения людей? Везде, где борьба за спасение человеческих жизни создавала неудобства государству или, как в этом случае, придворным олигархам, ее немедленно прекращали (или вовсе не начинали). А следствие превращалось в затяжной спектакль, цель которого – скорее, сокрыть и уничтожить улики, чем восстановить картину происшедшего, найти и наказать виновников. Классические примеры – «Курск», захват «Норд-Оста». Виноватых нет. Тем более среди высоких чинов и «ближнего круга».
А напоследок напомним. Рекордную по срокам спасательную операцию по вызволению шахтеров, как известно,провели в Чили в 2010 году. Она длилась целых 69 дней и обошлась в 22 миллиона долларов. В итоге, на поверхность земли были подняты 33 живых горняка. Впереди у них был символический футбольный матч с руководством страны, паломническая поездка в Израиль и голливудская экранизация их истории с Антонио Бандерасом в главной роли.
Но мы живем не в Чили. «Ночная лига» в Воркуту точно не приедет. Да и Мордашов не Бандерас. Ни разу.