Преданные и брошенные
Авария на «Северной» высветила основной принцип бизнеса Алексея Мордашова – тотальную экономию на людях. И абсолютное безразличие к их жизни и смерти
Заканчивается официальный траур по погибшим при взрыве на воркутинской шахте «Северная» горнякам и спасателям. Уже озвучена официальная причина аварии – геологическая. На попытки указать на роль «человеческого фактора» в лице собственников официальные лица смотрят с понимающим снисхождением. Виноватых не будет. Ведь хозяин «Северной» Алексей Мордашов сказал, что деньги в безопасность вкладывали. Какие еще могут быть вопросы?
И правда, вопросов нет. Их нет у Правительства, нет у главы Ростехнадзора Алексея Алешина. Вчера вечером этот уже не молодой человек, запинаясь, объяснял Владимиру Путину, что произошло. Формулировки, конечно, убивают наповал: «Предварительной причиной аварии на шахте «Северная» стала аномалия в выработанных породах», - передало его слова Рен-ТВ. Правда, окончательно все станет ясно, когда выяснится причина первого взрыва. Для этого привлекаются лучшие специалисты страны, сотрудники НИИ и профильных ВУЗов. То есть, вроде, все ясно, но ничего не ясно. Заметьте, о владельце шахты и его действиях – ни слова.
Не отстает и правительство. В понедельник на совещании у Дмитрия Медведева первый вице-премьер Аркадий Дворкович фактически подвел черту под вопросом о причинах, сразу ответив на вопрос «кто виноват» в трагедии. «Произошел скачкообразный подъем уровня метана, то есть скачкообразный выброс, постепенного повышения уровня не было, датчики ничего такого не зафиксировали, и предотвратить данный выброс средствами контроля фактически невозможно», - сказал чиновник. То есть, природный фактор, ничего тут не сделаешь. И снова – ни слова о собственнике, Алексее Мордашове. Претензии предъявлять не к кому.
Отметим, что официальная и формальная картинка складывается очень удачно для хозяина «Северстали» («Воркутауголь», владеющая «Северной», входит в «Северсталь»). Система безопасности в шахте была? Была. Причем не самая плохая или древняя, а канадская Flexcom. Но работала ли она так, как положено? А вот это вопрос.
28 февраля после очередного заседания штаба по ликвидации последствии Алексей Мордашов выходит к СМИ и, как ни в чем не бывало, сообщает следующее: «Вопросы безопасности труда на шахтах были всегда приоритетными для компании. Ежегодно на безопасность шахт Воркуты выделялось около 1,5 миллиардов рублей. Этого недостаточно. Выводы будут сделаны».
Переведем с олигархического на русский: деньги на безопасность давали (причем тут шахты всей Воркуты? Тебя же про «Северную» спрашивают!), хотя знали, что мало. То есть Мордашов признается, что из года в год на безопасности экономили. Сознательно. Понимая, что в любой момент может рвануть и люди погибнут. Но продолжали нарушать. Система работала исправно, продолжает он, и никаких манипуляций с датчиками никто не проделывал.
О датчиках надо сказать особо. Родственники погибших шахтеров утверждают, что уровень метана в шахте превышал дозволенный уровень. Об этом все знали. Причем задолго до взрыва. Дочь одного из погибших на шахте «Северная» горняков Дария Трясухо рассказала СМИ, что ее отец еще за три-четыре недели до аварии говорил о высокой загазованности в шахте и угрозе взрыва.
По словам девушки, руководство предприятия просило рабочих закапывать датчики газа, которые фиксировали повышение его концентрации. «Они закрывали их фуфайками, закапывали датчики. Это те датчики, которые находятся на стенах в шахте, те датчики, которые у шахтеров с собой. Они показывали, что беда», - сообщила она. По ее словам, горнякам, которые не хотели работать в таких условиях, предлагали уволиться.
Не скрывает правды и депутат Воркутинского совета, шахтер с 28-летним стажем Константин Пименов. Он опровергает слова Алексея Мордашова о том, что якобы безопасность работ поддерживалась на должном уровне. «Я уверен, что эту аварию и предыдущие аварии на шахтах на 90% можно было предотвратить. Если бы все соблюдали технику безопасности, если бы проводились необходимые плановые работы, если бы выделялись в достаточном объеме средства на технику безопасности. 10% - это горно-геологические условия, которые невозможно было предусмотреть», - считает депутат.
Причина, говорит он, проста: алчность олигарха. «Гонка за тоннами угля - все это привело к многочисленным жертвам. ... Естественно, виноват собственник шахт, олигарх Алексей Мордашов. С тех пор, как «Северсталь» зашла в Воркуту, более 50 шахтеров погибли на своих рабочих местах».
Сомневаются в словах представителей Мордашова и независимые эксперты. «Если все системы безопасности работают исправно, вероятность взрыва метана или горного удара практически сведена к нулю. По статистике, 90% всех катастроф в шахтах - это человеческий фактор», - приводит РБК слова Александра Гераусова (участвовал в расследовании причин аварии на шахте «Ульяновская» в 2007 году).
«Природный фактор при работе на шахте можно минимизировать, - сообщил в эфире «Русской службы новостей» председатель независимого профсоюза горняков России Александр Сергеев. Но все ли меры были предприняты руководством по обязательной дегазации, по предупреждению горных ударов, задается он вопросом.
По данным председателя профсоюза, существует система контроля за уровнем метана. Если концентрация в воздухе превышает даже 1% от нормы, автоматически отключается электричество. Кроме того, есть специальное оборудование, которое способно спрогнозировать место и время горного удара. Было ли оно на «Северной»?
Авария на «Северной» - следствие отсутствия в России адекватной системы нормативов по метанобезопасности и государственного контроля квалификации владельцев и управляющих горными предприятиями, которые принимают стратегические решения по технологическим схемам ведения горных работ, сообщила нашему изданию профессор кафедры Безопасности и экологии горного производства НИТУ «МИСиС» Нина Каледина. «Другая причина - повсеместная экономия на безопасности. Хотя горной наукой и разработаны специальные схемы для газоопасных шахт типа «Северной», но они более трудоемки в эксплуатации, так как требуют проведения дополнительных выработок или выполнения дополнительных технологических операций, и, следовательно, более затратны», отмечает она.
Тем временем Следственный Комитет возбудил уголовное дело по части 3 статьи 216 Уголовного кодекса России («Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). Вчера в Воркуту прилетел Александр Бастрыкин. В офисе горнодобывающей компании и непосредственно на поверхности шахты «Северная» проходят обыски.
А россияне начали сбор подписей под петицией с требованием довести спасательные работы до конца. Почему всех затронула эта авария? Да потому, что уже на второй день после нее Алексей Мордашов стал говорить не о том, как спасать людей, а о том, что сделать с шахтой, чтобы сохранить свой бизнес. Заливать водой или не заливать. То есть, черт с ними, с шахтерами, главное – во сколько обойдется простой, сколько миллионов рублей он потеряет от этого. Люди – мусор, уголь – деньги. Вот людоедская логика хозяина «Северной». Странно, но с ним солидарны и правительственные чиновники. «Мы вынуждены констатировать, что все параметры, которые сложились на аварийном участке шахты, не позволяют кому-то выжить», - сообщил журналистам глава МЧС Владимир Пучков. «На данный момент можно констатировать, что погибших много. Можно считать на данный момент, что уже нет никакой надежды, что 26 человек, которые находились эти три дня в шахте, остались живыми», - говорит Аркадий Дворкович.
«В Чили достали с 700-метровой глубины 33 шахтёров, которые провели в шахте 2 месяца. В воркутинском случае прошло всего лишь 3 дня! Люди могут быть живы, и даже в случае их гибели, было бы более этично со стороны компании «Воркутауголь» передать тела родным и близким, а не затапливать шахту. Коммерческая организация не может распоряжаться жизнью на свое усмотрение, человеческий долг спасения жизни не может быть принесен в жертву коммерческой выгоде прекращения операции спасения», пишут авторы петиции на Change.org. На момент написания данного материала петицию подписали почти 119 000 человек…
Услышит ли Алексей Мордашов требования родственников шахтеров и поддержавших их россиян? Или, по привычке, кулуарно «порешает вопрос», отблагодарив всех, кто примет нужное олигарху решение?