Прожектор миноритариев высветил изъяны «Транснефти»

14 декабря начнется судебный процесс в Арбитражном суде Москвы между «Транснефтью» и представителем ее миноритарных акционеров. В преддверии разбирательства ряд интернет изданий запестрели написанными под копирку материалами о том, что миноритарии хотят… немного немало «захватить нефтяной рынок страны».
Эксперты считают, что кампания по очернению миноритариев, подавших иск против «Транснефти», вызвана нервной реакцией руководства монополии, которое крайне обеспокоено поданным иском, так как разбирательство неминуемо создаст ненужный для «Транснефти» ажиотаж в СМИ и может повлечь за собой недовольную реакцию Правительства в отношении неэффективного управления «Транснефтью».
Аналитики отмечают, что у многочисленных инвесторов монополии, среди которых ведущие российские и международные инвестиционные фонды, давно сложилось обоснованное понимание того, что действия руководства «Транснефти» препятствуют динамичному развитию компании, и фактически наносят ущерб инвестиционному климату страны, противоречат задачам по улучшению делового климата и соблюдению прав инвесторов, которые поставил Президент России Владимир Путин.
Действительно, руководство «Транснефти» обеспокоено тем, что в последнее время эксперты и средства массовой информации все более внимательно и детально начинают анализировать деятельность нефтепроводной монополии. Выводы экспертов неутешительны: деятельность монополии непрозрачна, многие решения «Транснефти» вызывают непонимание у инвесторов, вложивших значительные средства в развитие компании. Как результат – инвесторы продают акции, а Росстат фиксирует отток капитала из страны.
Привлечь еще большее внимание к непрозрачной «Транснефти» поможет судебный процесс по иску владельца привилегированных акций «Транснефти» – ООО «Прожектор», который требует признать привилегированные акции голосующими, обоснованно считая, что «Транснефть» выплачивает дивиденды не в полном объеме, намеренно занижая размер прибыли компании.
Опасения миноритариев вызваны негативными результатами и непрозрачной деятельностью монополии. Давно известно, что миноритарные акционеры на протяжении уже нескольких лет требуют сделать работу открытого акционерного общества «Транснефть» прозрачной и понятной для инвесторов. Однако эти требования игнорируются монополией.
Более того, «Транснефть» по-своему понимает, как устроена современная экономика, у компании свое, особенное понимание и российского законодательства. Например, представитель компании Игорь Демин официально квалифицирует требования миноритарных акционеров о предоставлении информации о деятельности компании, как «умышленное создание дополнительных трудностей в деятельности компании». В этой связи необходимо напомнить уважаемому представителю «Транснефти», что Российская Федерация живет по Закону, и что у нас в стране, в частности, действует Федеральный закон "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ, статья 91 которого говорит о том, что акционеры компании имеют право на получение любой информации, а отказ «Транснефти» предоставлять ее является прямым нарушением российского законодательства.
Совершенно очевидно, что руководство «Транснефть» видит для себя в прозрачности компании существенные риски, и именно поэтому боится отвечать по существу. Действительно, а как можно адекватно объяснить инвесторам махинации с прибылью монополии? Поэтому все официальные заявления компании напоминают спекуляции, основанные на домыслах, цель которых - оттянуть внимание от реальных проблем.
Суть же происходящего заключается в том, что миноритарные акционеры «Транснефти», вложившие в развитие компании десятки и сотни миллионов инвестиций, стремятся внести свой вклад в развитие российской экономики, развивая и совершенствуя систему корпоративного управления, фактически поддерживая усилия российского правительства по улучшению инвестиционного климата, продвижению в рейтинге Всемирного банка «Doing Business».
При этом все ответственные участники рынка понимают, что современная экономика - это улица с двусторонним движением, а это значит, что вклад инвесторов должен быть защищен законом, а закон должен незыблемо соблюдаться. Поэтому миноритарные акционеры «Транснефти» вправе рассчитывать на честные дивиденды в размере не менее 25% от чистой прибыли по МСФО, которые должны выплачиваться всем акционерам – и государству, и частным инвесторам.
Любой квалифицированный экономист и юрист знает, что понятия чистой прибыли по РСБУ и МСФО тождественны, но у «Транснефти» эти показатели существенно отличаются. Так, в 2013 г. прибыль по МСФО была выше в 14 раз чистой прибыли по РСБУ, за 2014 г. – в 5 раз. Это связано с тем, что компания перераспределяет чистую прибыль в пользу своих «дочек», в результате база для выплат дивидендов по РСБУ существенно меньше. Вот и получается, что к распределению с участием миноритарных акционеров «Транснефть» оставляет лишь 4-20% от прибыли всей группы. Комментарии, как говорится, излишни. Именно поэтому миноритарии считают, что если компания отказывается платить честно, то миноритарные акционеры вправе потребовать право голоса.
Государство, заинтересованное в росте инвестиций, сегодня ведет активную работу по улучшению работы компаний с госучастием – недавно приняты важные кадровые решения, направленные на повышение эффективности Российских железных дорог и Русгидро. Государство четко заявляет о необходимости увеличения прибылей компаний с госучастием, росте инвестиций.
Несомненно, что отправным пунктом для достижения успехов является разумная дивидендная политика, но никак не культивация ненависти к миноритарным акционерам под прикрытием необходимости увеличения средств на реализацию инвестпрограммы, непрозрачное расходование которых вызывает огромное количество вопросов. Поэтому государству вслед за РЖД впору задаться вопросом и в отношении нефтепроводной монополии – похоже ли нынешнее руководство «Транснефти» на менеджеров, заинтересованных в повышении эффективности и инвестиционной привлекательности компании?