Азотное голодание
Попытки «Уралхима» поглотить ТоАЗ перешли на новый уровень. Сумма иска компании Дмитрия Мазепина к владельцам предприятия возросла в три раза, а все имущество предприятия арестовано
О намерении владельца компании Уралхим» Дмитрия Мазепина прибрать самого крупного производителя аммиака и единственного независимого игрока на российском агрохимическом рынке, ОАО «Тольяттиазот», мы рассказывали еще три года назад. Действительно, кусок более чем лакомый. 8% планетарного объема производства аммиака. 20% российского рынка. 3 млн тонн продукции в год. Вдумайтесь в эти цифры.
Попытку поглощения ТоАЗа и включения его в состав «Уралхима» команда Мазепина выстроила по лекалам корпоративных войн конца 90-х – начала нулевых. В ход пошел стандартный набор от пожарных, экологических проверок и писем обеспокоенных граждан до исковых заявления от якобы потерпевших урон миноритариев. Все эти действия активно освещались, видимо, на небезвозмездной основе, в СМИ.
Однако владельцы завода, Владимир и Сергей Махлаи, не сдавались. И с прошлого года «Уралхим» попытался разыграть политическую карту. Благо, подоспели украинские события. Владельцев ТоАЗа обвинили в финансировании Майдана – фальшивый ролик был запущен на Рен-ТВ (позже канал принес свои извинения). Оказывалось давление и на судей. 21 июня жизнь принесла Мазепину подарок – в Воронежской области произошла авария на аммиакопроводе, принадлежащем ТоАЗу. Как по команде вдруг режет правду-матку о проделках Махлаев Андрей Караулов, и вот уже губернатор Гордеев, ни разу не замеченный в особой заботе о судьбе воронежской экологии и чернозема, вдруг намерен разобраться с трубопроводом и его хозяевами на федеральном уровне.
Тем временем, Басманный районный суд Москвы арестовывает все имущество ТоАЗа. А это 500 различных объектов недвижимости, начиная от заводских корпусов, причалов и подъездных путей до столовых и артезианских скважин плюс автотранспорт. Апелляционные жалобы адвокатов ТоАЗа вчера были отклонены Мосгорсудом.
Ангажированность подобных действий сразу бросается в глаза. Следствие ведется в отношении нескольких конкретных физических лиц, а само ОАО не является даже стороной по делу. Более того, ряд обвиняемых вообще не имеют отношения к предприятию, но тем не менее арест наложен именно на имущество юридического лица. Как сообщил СМИ адвокат Сергей Замошкин, это дело является лишь способом захватить или поглотить ТоАЗ со стороны конкурентов.
Градус борьбы за тольяттинское предприятие растет. В начале этой недели Генпрокуратура получила фальшивое письмо за подписью судьи Арбитражного суда Москвы Ларисы Шевелевой и фиктивный запрос от депутата Госдумы Яна Зелинского. Тексты составлены так, чтобы читающий сделал вывод о давлении на суд со стороны «Тольяттиазота». При этом в СМИ были оперативно вброшены комментарии, что эта акция выгодна только нынешним собственникам ТоАЗа.
Информационные фальшивки с целью компрометации противоположной стороны неоднократно применялись в ходе корпоративных войн. Так, во время противостояния Олега Дерипаски и Анатолия Быкова появился якобы написанный агентством «Михайлов и партнеры» pr-план по «отмыванию» последнего. Как говорят, его разработали и разместили пиарщики Дерипаски. А памятная многим информация от 19 июня 2013 года об отставке главы РЖД? Тогда сообщение разошлось по СМИ с почтового ящика пресс-службы Правительства РФ.
«Информационная война против ТОАЗа идет уже несколько лет, - прокомментировал ситуацию нашему изданию пресс-секретарь предприятия Игорь Вашунов. - И периодически происходит обострение, сопровождаемое массовым вбросом негативных материалов. Именно в этой цепочке мы и рассматриваем появление скандальных материалов, связанных с Шевелевой. Это часть заказной информационной войны».
Увеличивается по ходу дела и сумма ущерба, нанесенного, по версии «Уралхима» (и следствия) стране. Сегодня правоохранители утверждают, что с предприятия было похищено аммиака и карбамида на 100 млрд рублей. Напомним, что в 2012 году, когда с подачи компании Мазепина дело было возбуждено, ущерб оценивался в 200 млн USD. Потом цифра увеличилась до 550 млн. И вот теперь «Уралхим» оценивает свой ущерб уже в 1,56 млрд USD! И, видимо, предвкушая скорую победу, не намерен останавливаться на достигнутом. «В результате проведенных следственных действий сумма нанесенного предприятию ущерба может измениться. Не исключено, что к концу расследования окажется, что масштабы злоупотреблений на заводе были куда серьезнее, чем предполагалось изначально», говорит его представитель. Вопросов о том, кто направляет действия следователей и губернаторов, думаю, у вас не осталось.
ТоАЗ же предпочитает действовать в правовом поле. «Наша компания находится под сильным давлением со стороны миноритарных акционеров, - признает Игорь Вашунов, - но мы будем принимать все меры юридической защиты, чтобы доказать правоту своей позиции».