Зачистка №2
Новый виток борьбы с коррупцией в рядах руководства Минобороны призван показать обществу, что «оборотням» придется туго. А заодно – упрочить положение лиц и структур, близких главе ведомства Сергею Шойгу, в их борьбе за получение выгодных заказов
В Москве арестован чиновник Департамента имущественных отношений Минобороны Александр Горшколепов. Ему инкриминируют восемь эпизодов получения взяток. Главным направлением деятельности Горшколепова было реформирование «Оборонсервиса». Более того, по стечению обстоятельств, он фактически заменил Евгению Васильеву, которой сегодня Прокуратура требует 10 лет заключения. Напомним, ущерб от действий пассии Сердюкова был оценен в 3 млрд рублей.
Средства, попавшие в карман Горшколепова, значительно скромнее – всего 16,6 млн. Выявили их при проверке финансовой ситуации в дочерней структуре «Оборонсервиса», ОАО «Агропром». Горшколепову, кстати, ровеснику Васильевой, теперь грозит более суровое наказание: штраф в 70-кратном размере и срок до 15 лет. В отличие от него Васильева находится под весьма эфемерным домашним арестом, позволяющим ей выезжать в другие города.
Арест Горшколепова заставляет задуматься о двух вещах. С точки зрения PR лично для Шойгу и его ведомства все сделано грамотно. Мол, видите, какие мы честные? Нещадно и жестко боремся с преступниками в наших рядах. И правда - в Минобороны Александр Александрович пришел в 2012 году. То есть это человек «призыва Шойгу», поставленный на зачистку наследия Васильевой. Но не справился, слаб оказался – и понесет заслуженное наказание. И так будет со всеми! Никаких любимчиков и неприкасаемых!
«Не верю!», сказал бы Станиславский. Потому что есть у Шойгу любимчики и те, «кому с Минобороны жить хорошо». Например, супруга Ирина Александровна, чья туристическая компания «Экспо-ЭМ» еще в бытность Сергея Кужугетовича главой МЧС регулярно выигрывала тендеры на поставку ж/д и авиабилетов для нужд министерства. И хотя сегодня Ирина Шойгу формально в бизнесе не участвует, но связанные с ее именем ООО продолжают зарабатывать на госзаказах. Рособоронэкспорт, концерн «Калашников», Вологодский оптико-механический завод и прочие связанные с Минобороны конторы регулярно заключают контракты с «Экспо-ЭМ» на десятки миллионов рублей.
Или известная каждому любителю рыбы компания «Русское море». Основал ее нынешний губернатор Московской области Андрей Воробьев, сын сподвижника Сергея Кужугетовича. Сегодня компания принадлежит брату Воробьева, Максиму, и Геннадию Тимченко. По совершенно случайному стечению обстоятельств именно «Русское море» в феврале-апреле 2013 года заключает контракты на поставку рыбы для армии. Раньше она такими проектами похвастаться не могла. Напомним, что всего за несколько месяцев до этого, в ноябре 2012-го, Сергей Шойгу занял свой пост в Минобороны…
Или структуры, аффилированные с компанией «Конкорд», которой владеет Евгений Пригожин, главный повар Кремля. По информации СМИ, ей досталось 92% всех контрактов стоимостью 100 млрд рублей на обеспечение питанием войск российской армии в течение двух лет. Вроде, все законно, все бумаги в порядке, но душок какой-то нехороший…
При этом те, кто пытается бороться с коррупцией в ведомстве вне установленных сверху рамок, могут потерять не только здоровье, но и жизнь. Так, перед Новым годом в Петербурге был жестоко избит эксперт Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Сергей Стрильченко. Он занимался расследованием коррупции в Минобороне и общался по этой теме со статс-секретарем ведомства Николаем Панковым. Именно этот подчиненный Шойгу связан с громким «музейным делом». Речь идет о хищении свыше 56 млн рублей при переезде Центрального военно-морского музея. Всего же на переезд был выделен почти 1 млрд рублей.
По информации СМИ, Панков причастен к сомнительным сделкам с гектарами краснодарской земли, ранее принадлежавшей Минобороны, а затем непонятным путем оказавшейся в частной собственности Сердюкова. В его багаже масса коррупционных «побед», но он по-прежнему на посту и при регалиях. Неприкасаемый, наверное.
Судя по всему, к этой касте в окружении Шойгу относится и... сын Анатолия Сердюкова, Сергей. Он занимается сдачей в аренду недвижимости, присвоенной в бытность родителя главой министерства. Казалось бы, Минобороны должно быть заинтересовано в том, чтобы вернуть похищенное имущество. Но этого не происходит. Почему? Или Сердюков и для Шойгу «свой»? А своих мы не бросаем…