Как стать звездами в кромешном мраке ТВ
Что дороже — правда или Родина?
Помните популярнейший некогда телепроект Первого канала «Фабрика звезд» и его гимн: «Круто! Ты попал на ТВ. Ты звезда»? В этом проекте за право пробиться на эстраду и в эфир соревновались молодые люди с некоторыми музыкальными способностями и страст-ным желанием прославиться. Кому-то это даже удалось, а кто-то, столкнувшись с жестокими реалиями отечественного шоу-бизнеса, в ужасе бежал прочь, оставив мечты о всенародной славе.
На телеканале «Дождь» тоже решили поискать будущих звезд. Телезвезд. То есть людей, мечтающих стать телеведущими. Попасть на ТВ. Тридцать добровольцев, набранных в проект «Большая перемена», проходили профессиональное обучение прямо в эфире «Дождя» под руководством его сотрудников, а попутно слушали лекции мэтров, журналистов с большим опытом и стажем, которые не скрывали от «новобранцев», сколько им открытий чудных готовит столь влекущий их мир ТВ.
«Сегодня в России нет журналистики. Есть отдельные журналисты, но нет журналистики как четвертой власти», — констатировал Владимир Познер, предложив своим слушателям крепко подумать, прежде чем идти в журналистику.
Своим молодым слушателям старейший российский телеведущий рассказал историю из собственной жизни. Однажды, когда он работал в Америке, их, известных журналистов, собрал профессор журналистики Фрэд Фрэндли. И предложил им такую ситуацию: «Представьте, что вы берете интервью у министра обороны в его кабинете. Во время интервью звонит телефон, и министр, извинившись, на несколько минут выходит из кабинета. А вы видите, что у него на столе лежит бумага с грифом «Совершенно секретно», которую вы читаете и из которой вытекает, что ваша страна через десять дней собирается напасть на другую страну. Как вы поступите? Вы об этом сообщите?»
Позже Владимир Познер, возглавляя школу телевизионного мастерства, задавал этот вопрос всем своим ученикам — тележурналистам из разных регионов России, и ни один из них не сказал, что обязательно бы об этом сообщил. «Я же патриот, я не могу», — таков был типичный ответ большинства российских журналистов.
А вот американские журналисты на той встрече с профессором Фрэндли чуть ли не хором сказали: «Конечно, мы постараемся об этом сообщить. При чем тут патриотизм?»
«Если информация касается жизни сограждан, как же журналист может о ней умолчать, — подытожил Познер. — Это его долг».
И тут один из молодых людей, желающих стать телезвездой, задал сакраментальный вопрос: «Правда дороже Родины?» Познер задумался, а потом привел пример из той же американской практики.
Во время вьетнамской войны нашлись документы, доказывающие, что президент Джонсон наврал стране. Эти документы оказались в распоряжении редакции «Нью-Йорк Таймс». Собралась редколлегия, которая должна была решить, публиковать их или нет, ибо они наносили колоссальный удар по престижу Америки и ее президента. И опубликовали, рассудив, что народ должен знать, если ему врет его президент. В этом заключается журналистика. «Что они выбрали — правду или Родину? — спросил Познер у своей аудитории и сам же ответил: — Они выбрали правду, но на самом-то деле — выбрали Родину. Правда, пусть и самая жестокая, и есть любовь к Родине».
А в то же самое время, когда маленький «Дождь» обучал начинающих тележурналистов азам профессии и пониманию ее особой сущности и миссии, его большие братья демонстрировали свой — сугубо перпендикулярный — подход к задачам журналистики в тяжкое для страны время. Помните? «Если информация касается жизни сограждан, как же журналист может о ней умолчать?» А вот так. Может. И никаких рефлексий. Зрители всех федеральных телеканалов ничего не узнали о погибших псковских десантниках и тайных их похоронах. Зрители всех федеральных каналов ничего не узнали о взятых в Украине в плен российских военнослужащих и не увидели записей их допросов, которыми в эти дни полнился интернет. Зрители всех федеральных каналов понятия не имеют о пресс-конференции солдатских матерей, умоляющих вернуть их сыновей или сообщить им правду об их судьбе. Один лишь маленький «Дождь», обвиненный в антипатриотизме, упорно ведет эту тему, тогда как большие телеканалы, видимо, горячо любя Родину, старательно оберегают ее от этой шокирующей информации, зато ежедневно сообщают о взятых плен или перешедших российскую границу украинских военных и отчаянии украинских матерей.
А нет информации — нет проблемы. Или, точнее, проблема-то есть, но большинство сограждан о ней не подозревает, обитая в перевернутом с ног на голову виртуальном мире, где правда враждебна патриотизму, а за мнение, отличное от официального, пригвождают к позорному столбу. Впору уже вводить специальную рубрику: «Из сообщений федеральных телеканалов вы никогда не узнаете».
Никто из них, к примеру, не рассказал о беспрецедентной акции знаменитого адвоката Генри Резника, вышедшего в одиночный пикет с плакатом «Защитим страну от телехунты!». Кстати, среди героев очередного грязного опуса канала НТВ «13 друзей хунты» оказались и некоторые лекторы «Большой перемены» на «Дожде» — Виктор Шендерович и Дмитрий Быков. Их, не отделяющих правду от любви к Родине, как раз и обвинили в предательстве интересов Родины и сотрудничестве с врагом.
А состряпали сей «шедевр» безымянные герои и неизвестные солдаты идеологического фронта, которым, как говорится, «Родина велела». Они, наверное, тоже молодые, амбициозные и тоже мечтают стать телезвездами, но прежде надо доказать свою лояльность и патриотизм, а там, глядишь, разрешат и личико открыть.
Ребята, прошедшие «Большую перемену» на «Дожде», уже вряд ли пригодятся на федеральных каналах и, хочется надеяться, вряд ли свяжут с ними свою профессиональную судьбу. Но других-то нет. Так что совет умудренного опытом и знаниями Владимира Познера крепко подумать, прежде чем сделать свой выбор в пользу журналистики, очень даже правильный. Вот только сам мэтр, все прекрасно понимая, остается на Первом канале и готов на уступки и компромиссы. Прежде, признался он своим слушателям на «Дожде», были одна-две персоны, которых ему не разрешали приглашать в эфир, теперь — семь-восемь. Семь-восемь. Ну ведь никак не десять?
Источник - "Новая газета"