Кирза-проджект
Военные кафедры возвращаются — готовить солдат и сержантов
Сергей Шойгу и его заместители объявили: уже с 1 сентября нынешнего года начнется массовое возрождение системы преобразованных военных кафедр при вузах, чтобы практически любой студент мужского пола смог пройти военную подготовку во время учебы, а не служить год по призыву после окончания.
Сегодня из тысячи с лишним российских вузов только в 72 есть военные кафедры или учебные военные центры, которые готовят офицеров. С 1 сентября эти центры должны также брать в обучение студентов других, соседних вузов, но готовить из них будут не офицеров, а рядовых и сержантов (специалистов). В 2015 году эта система должна охватить практически все вузы — как бюджетные, так и частно-коммерческие. По словам замминистра обороны генерала армии Дмитрия Булгакова, студенты должны будут за два с лишним года на последних курсах пройти дополнительно 450 часов некоей «теоретической военной подготовки», а потом трехмесячные военные сборы в воинской части, чтобы получить военно-учетную специальность (ВУС) и военный билет резервиста.
В советское время до 1991 года число вузов и студентов в стране определялось Госпланом, и было их в разы меньше на душу населения, чем теперь. Практически везде были военные кафедры, которые готовили офицеров запаса. Остальные граждане, отслужив срочную, становились рядовыми или сержантами запаса. В Генштабе в мобилизационных планах с грифом «особой важности» (ОВ) складывалась сбалансированная картина десятков миллионов рядовых, матросов, сержантов, старшин и офицеров-резервистов, из которых в случае войны с Китаем или с НАТО можно было мобилизовать множество частей и соединений, дивизий, армий и фронтов.
После краха СССР число вузов неимоверно разрослось, за поступление и обучение надо было платить (официально или в конверте), и для многих вузов главным стало не распространение знаний, а фактически продажа законной бумажки — защиты от призыва. Конечно, столько офицеров запаса крайне сомнительного качества реально никому не нужно. В последние годы стало не хватать призывников для комплектации регулярных частей — срок службы уменьшился до одного года, да и восемнадцатилетних юношей стало меньше из-за очередной демографической ямы. В Генштабе решили поступить радикально: сократить по максимуму военные кафедры в гражданских вузах и прекратить массовое производство бесполезных офицеров запаса, а выпускники, мол, по окончании должны идти служить срочную, пополняя войска.
Разумная, на первый взгляд, мера в российских условиях, конечно, ничего не дала, а многих разозлила. Вузы лишились приятной возможности «торговать» бумажкой освобождения от службы, что ударило больно, сократив денежные поступления. Генштаб также мало получил: по официальным данным, только 10% выпускников идут реально служить срочную, а остальные находят возможность как-то уклониться. Таким образом, сегодня сложилась ситуация, когда всем выгодно возрождение в какой-то форме прежней системы военных кафедр при вузах. Впрочем, для начала руководители российских вузов и Минобороны придумали пилотный проект — «научные роты» как вариант службы «лайт».
Очевидно, что невозможно создать дееспособный научный коллектив из молодых людей-выпускников одного пола и возраста, собранных вместе на год или меньше. Вообще-то хорошо известно, как образовываются и живут настоящие научные коллективы, и нигде, никто и никогда не сводил их в «роты». Зато замминистра, генерал армии Николай Панков этими «ротами» и их научными достижениями очень доволен. Он заявил, что «до конца 2014 года планируется сформировать до десяти научных рот», то есть больше трех батальонов, или без малого целую научную бригаду, правда, без указания индекса цитирования или списка публикаций в рецензируемых научных журналах.
Трудно упрекать армейских генералов в том, что они ничего не понимают в организации научных исследований, но с подготовкой студентов-резервистов та же история, хоть это — прямая специализация Генштаба. Например, 450-часов теоретической подготовки для будущего рядового или сержанта — бессмысленно много, а всего три месяца на сборах для получения ВУСа — недопустимо мало. Готовить, по сути, на той же учебной базе, в тех же центрах и из схожего контингента сразу рядовых, сержантов и офицеров запаса — такая же неслыханная инновация, как «научные роты». Но секрет этой выдумки прост: для мобпланов Генштаба надо, чтобы в резерве числились офицеры, рядовые и сержанты в определенном численном соотношении, чтобы можно было формировать виртуальные бригады и дивизии, а иначе представлять планы мобразвертывания на утверждение главнокомандующему Владимиру Путину как-то неудобно.
Оставаясь реалистом, Шойгу обещает к 2020 году довести число контрактников до полумиллиона и строить на этой основе боеготовые силы, оставив где-то 300 тысяч призывников для подготовки резерва. В военном ведомстве радостно рапортуют, что в 2013 году набрали 70 тысяч контрактников при плане 50 тысяч, забывая добавить, что разбегаются (увольняются) контрактники по 60 тысяч в год, и потому общая численность почти не растет. Есть, впрочем, у Шойгу мечта, которую он раскрыл, выступая в Красноярске перед студентами, описывая прелесть новых военных кафедр: «Мы бы хотели, чтобы вы перестали бегать от нас. Мы бы хотели, чтобы не служить в армии было бы неприлично. Чтобы люди, которые имеют здоровье, образование и бегают от службы в армии, чувствовали себя неловко и неуютно в приличном обществе». Ну да, так сейчас происходит в Израиле или в Швейцарии. Только там другая история с географией.
Источник - «Новая газета»