Индия сегодня - власти не знают, как побороть сексуальное насилие
В Индии проблема насилия над женщинами приобретает все большую остроту. Недавно индийский президент Пранаб Мукерджи одобрил закон о введении смертной казни за изнасилования, которая будет применяться как исключительная мера для особо опасных преступников. Женские объединения выступили с критикой закона, который не коснулся сексуальных преступлений, нередко совершаемых мужьями в семьях. Бездействие правоохранительных органов все больше возмущает общественность. Нередко жертвами насилия становятся туристки, что в свою очередь отрицательно сказывается на имидже страны за рубежом. Так, 15 марта нападению подверглась семейная пара, приехавшая отдыхать в Индию из Швейцарии. Неизвестные избили и связали мужчину и изнасиловали его жену, после чего туристка была госпитализирована. Индийская полиция вскоре арестовала шестерых подозреваемых в совершении этого преступления. При этом местные правоохранители также заявили, что потерпевшие не соблюдали необходимые меры предосторожности, находясь на территории штата Махья Прадеш, где уровень преступности очень высок.
По официальной статистике в 2012 году в Индии было зафиксировано 24 тысячи изнасилований женщин. Причины непрекращающегося насилия кроются в том отношении к женщинам, которое складывалось на протяжении многих веков существования традиционного индуистского общества. Исторические источники Древней Индии свидетельствуют о том, что глава патриархальной семьи обладал почти неограниченной властью над женой и детьми. При этом ребенок, рожденный матерью, всегда считался сыном главы семьи, независимо от того, кто был его настоящим отцом. «Законы Ману» допускают продажу жены и детей. Тем самым женщины приравнивались к домашним животным и рабам.
Мужчина обладал всеми правами наследования, о чем свидетельствуют не только законодательные акты, но и священные книги. Поэтому рождению мальчика - наследника и продолжателя рода придавалось особое значение. “Даруй дочерей кому угодно. Мне же даруй сына” - говорится в священной книге индуизма «Атхарваведа.» Суровая реальность повседневной жизни в Индии только подтверждала приверженность большинства семей традиционным устоям. Долгое время рождение в семье дочерей рассматривалось, чуть ли не как наказание за грехи женщины-матери. После замужества всякая связь дочери с прежней семьей терялась, а возвращение к родителям не приветствовалось в обществе.
В 1880-х годах в Индии зарождается женское движение: борьба идет, прежде всего, за равенство полов в праве на получение среднего и высшего образования. Позднее женщины будут активно участвовать в борьбе за независимость страны, развернувшейся в 1920-х – 1940-х годах. Наконец, в 1950 году была принята конституция страны, в которой закреплялись основные права и свободы граждан и равенство полов. Однако само отношение к женщине в обществе, на бытовом уровне, во многом осталось прежним. Насилие в семье не прекращалось, участились случаи злоупотреблений, связанных с имущественными отношениями между супругами. В 1980-х годах правозащитники обратили внимание еще на одну проблему, которая не очень афишировалась официальными властями Индии. Рождение девочки в семье все еще рассматривалось как нежелательное событие, так как ее родители должны были раскошелиться на приданое невесты. По мере того, как развивалась медицина, в Индии широкое распространение получили незаконные аборты, которым предшествовал тест по определению пола ребенка. Статистическое исследование, проведенное западными социологами в 80-х годах XX века выявило шокирующие цифры, свидетельствующие о том, что тысячи семей отказывались от рождения девочки на основании таких тестов. Поэтому в Индии, особенно в крупных городах, мужчин больше, чем женщин.
По мере нарастания общественного движения за права женщин, ситуация в стране менялась в лучшую сторону. Однако вкорне изменить существующие традиции оказалось куда сложнее. Как это ни парадоксально звучит, в XXI веке Индия вновь сталкивается с теми же проблемами, которые стояли на повестке дня еще в конце девятнадцатого столетия. Несмотря на совершенствование законодательных норм, сексуальное насилие над женщинами долгое время продолжало рассматриваться в обществе как повседневное явление. Женщины не решались заявлять о случаях изнасилования, опасаясь всеобщего порицания. Сегодня большинство индианок признаются, что чувствуют себя незащищенными от насильников. Об истинных масштабах этой проблемы заговорили в Индии совсем недавно, после череды громких изнасилований, о которых писали все мировые СМИ.
Как только стало известно о дерзком изнасиловании студентки Джоти Сингх Панди, негодование охватило всю страну: тысячи рядовых граждан вышли на улицы с требованиями сурового наказания виновных и принятия мер для защиты женщин от насилия. Хотя информация об изнасилованиях время от времени публиковалась в местной прессе, такие случаи, как правило, не становились предметом широкого обсуждения. Однако на этот раз преступление было совершено недалеко от центра индийской столицы Дели, а его жертвой стала 23-летняя студентка, что и вызвало широкий общественный резонанс. Массовые демонстрации в защиту прав женщин переросли в беспорядки, в результате которых в декабре 2012 года погибло около 20 человек. Народные волнения довольно быстро стали приобретать политическую окраску. Демонстранты обвинили правительство и судебные власти в нерасторопности, после чего процессы над насильниками были ускорены.
Несмотря на многочисленные манифестации по всей стране, сегодня создается такое ощущение, что в индийском обществе все еще нет единого мнения о том, как решать проблему незащищенности женщин перед лицом сексуального насилия. Многие призывают к принятию более жестких законов, предусматривающих самые суровые наказания для насильников. В это же время активисты правой партии «Шив Сена» раздают индийским женщинам ножи, чтобы они могли в случае необходимости защитить себя сами. Несомненно, доступ к оружию самообороны может в немалой степени способствовать изменению сложившейся ситуации в обществе. Достаточно обратиться к опыту Израиля, где многие женщины носят оружие как в армии, так и на гражданке. Впрочем, раздавать ножи на каждом перекрестке – это конечно не панацея от всех бед. Очевидно, что рассматривать любые нововведения, необходимые для самообороны, следует на государственном уровне. Тем временем жители сельских районов страны стали прибегать к линчеванию насильников, не полагаясь на официальные органы правопорядка. 15 февраля произошел серьезный инцидент в индийском штате Джаркханд. Местные СМИ сообщили о том, что в одной из деревень разъяренная толпа забила до смерти трех молодых людей за попытку изнасилования женщины.
Сегодня правительство в спешном порядке принимает жесткие законы против насильников, но этого явно не достаточно. Необходимо менять психологию людей, которая формируется с помощью таких общественных институтов, как семья и школа. Хотя для изменения существующих устоев за последние полвека было сделано немало, пренебрежительное отношение к женщине как к домохозяйке все еще проявляется на бытовом уровне, особенно в сельских районах страны. Пока характерные для традиционного общества предрассудки будут сохраняться, права женщины не будут в полной мере защищены.