Кража автомобильных номеров - выгодный и почти безопасный бизнес
Ежедневно в Москве с целью получения выкупа крадут десятки автомобильных номеров. Владельцы машин предпочитают заплатить вымогателям, потому что восстановление государственных знаков, помимо расходов, потребует еще и времени. Полиция неохотно работает по делам, связанным с кражами. Человек, который ведет переговоры с жертвой, зачастую уже находится в тюрьме, и вычислить его очень сложно. К тому же, кража номеров не является по российским законам уголовным преступлением: максимальное наказание за него — небольшой штраф.
Ранним январским утром продавец автозапчастей из Москвы Илья Савченко собрался поехать на работу. Выйдя во двор, он увидел на лобовом стекле своего Polo бумажку с номером телефона, а потом и то, что на его машине нет номеров.
«Я позвонил по телефону. Ответивший не представился, сказал, что нужно перевести на виртуальный кошелек 10 тыс. рублей. За новыми номерами мне пришлось бы ехать в Латвию, поэтому я решил заплатить. Номера нашел на следующий день: валялись во дворе у машины. Я их приклепал к машине на алюминиевые заклепки — не помогло. Через две недели снова сняли и попросили уже 14 тыс.».
Платить во второй раз Илья не стал: он понял, что номера украли те же самые люди. Савченко написал заявление в полицию и через 10 дней получил справку, подтверждающую утерю госзнаков. Без такой бумажки получить новые номера невозможно.
«Родственники прислали мне дубликаты номеров из Латвии, а потом я съездил в Ригу и получил новые всего за 60 долларов. Если бы знал, что это так просто, не стал бы никому платить».
Белорусские, красивые, элитные
За последние полтора года в России было официально зарегистрировано 14 тыс. подобных краж. Но в большинстве случаев владельцы машин предпочитают заплатить мошенникам, а не обращаться в полицию. «Для того чтобы получить новый номер, автомобилисту придется обратиться в ГАИ по месту регистрации машины. Пострадавший не будет тратить время и деньги на поездку, которая может обойтись дороже выкупа. На это и рассчитывают воры», — уверен Сергей Канаев, глава Федерации автовладельцев России (ФАР). Сумма выкупа зависит от удаленности региона, в который придется ехать за новыми номерами,а еще от того, в каком дворе они были сняты: если кража происходит во дворе элитного жилого комплекса, сумма выкупа возрастает.
Как правило, воры снимают с машины оба номера, часто сразу с нескольких машин во дворе. Под «дворниками» оставляют владельцам записки с телефоном для связи, суммой выкупа и киви-кошельком, на который жертва должна перевести деньги. Знаки обычно прячут в том же дворе, где они и были украдены: в сугробе, под мусорным баком, на детской площадке. Когда выкуп поступает на виртуальный счет, владельцу машины сообщают, где искать.
По словам Владимира Сухомлинова, продавца автомобильного крепежа, за защитными секретками к ним ежедневно приходят десятки пострадавших. «Чаще всего крадут белорусские и молдавские номера: их в Москве много, а владельцам таких машин невыгодно ехать за новыми знаками за границу,— говорит Владимир. — В среднем за два похищенных номера просят 3–5 тыс. рублей, но бывает и по 10–15 тыс.».
На все номера всего 12 букв
Регистрационный знак автомобиля состоит из трех букв, которые обозначают серию знака, трех цифр регистрационного номера и цифр кода региона. Для обозначения серии используются всего12 букв кириллицы, которые имеют аналоги в латинском алфавите — А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У и Х. Поэтому число выданных регистрационных знаков для каждого субъекта России, не может превышать 1 млн 726 тыс 272. Некоторые регионы, например Москва и Петербург, вводят дополнительные коды, поскольку число регистрируемых машин постоянно растет. Чтобы получить автомобильный номер, нужно обратиться в регистрационное отделение ГИБДД по месту прописки, написать заявление и заплатить пошлину. Госпошлина за их выдачу составляет 1500 рублей.
Номера московского региона воры скручивают реже, потому что большой выкуп за них не попросишь — максимум 2–3 тыс. рублей. Но даже такие сравнительно небольшие деньги владельцу машины выгоднее заплатить вымогателям, чем тратить время на изготовление новых знаков.
«Красивые» номера воры скручивают не для выкупа, а чтобы подороже продать или на заказ для коллекционеров. «У меня сняли оба знака, не оставили никаких записок, — рассказывает сотрудница страховой компании Евгения Неликаева. — Просто были красивые номера: главная цифра совпадала со 150-м регионом. В полиции сразу попросили написать заявление о похищении, чтобы воры не смогли их повесить на другую машину. Мне объяснили, что после того, как я напишу заявление, номера аннулируют».
Если номер оказался в руках у «коллекционера», пытаться его вернуть не имеет смысла. В полиции вам также предложат написать заявление о возбуждении дела и выдадут справку, по которой можно получить новый номер. Но искать старые знаки полицейские, скорее всего, не будут.
Главарь банды в тюрьме
«У меня оба номера сняли ночью, — рассказывает телеоператор Игорь Рябцев. — Машина была в Долгопрудном, утром собрался ехать на работу — номеров нет. Была метель и записку на стекле я сразу не разглядел. Вызвал ГАИ, обошел с ними двор — номера сняли с половины машин. Нашли записку с киви-кошельком, телефоном. Позвонил, сказали заплатить 1,5 тыс.».
На автомобиле Игоря стояли номера Кировской области,и ему, как и Илье Савченко из Риги, было проще заплатить вымогателям, чем ехать за сотни километров в Киров. Получив деньги, воры рассказали, где искать украденное. Первый номер был спрятан в сугробе в десяти метрах от машины, второй — за уличной табличкой на доме.
«Я написал заявление о краже. Когда номера вернули, полицейские попросили написать расписку в том, что номера найдены, — рассказывает Игорь. — Сейчас вот думаю, что не стоило ее писать, пусть бы дело осталось нераскрытым. Номера я после этого прикрутил намертво к бамперу. Когда менял на московские, еле открутил».
В Управлении ФСБ по Подмосковью, куда Игорь пошел жаловаться на халатность МВД, ему объяснили, почему полицейские так неохотно ищут номерных воров. Главарь преступников, как правило, управляет исполнителями из тюрьмы. У него есть сим-карта с номером телефона, который похитители указывают в записке. Даже если полиция установит, откуда был сделан звонок, установить, кто говорил с потерпевшим почти невозможно, потому что в камере вместе с мошенником может оказаться еще 20 заключенных.
«Полицейским либо лень, либо просто невыгодно бороться с кражами госномеров, — считает продавец секреток Владимир Сухомлинов. — Не обязательно выяснять, кому принадлежит сим-карта и откуда сделан звонок, можно ведь просто устроить засаду. Я слышал, что в одном московском дворе полицейские выследили, что номера похищали дворники-таджики, которых координировал какой-то славянин. Они специализировались на интересных номерах, за которые можно было получить 10–15 тыс. рублей выкупа. И поймали их именно из засады».
«В полиции потерпевших,как правило, просят забрать заявление о краже, угрожая в противном случае не выдать справку, по которой можно получить новые номерные знаки, — утверждает глава ФАР Сергей Канаев. — Похищение номерных знаков — административное правонарушение, и привлечь виновного по уголовной статье невозможно, поскольку номера не являются частной собственностью. Наказание за кражу — административное, максимум штраф в пару сотен рублей. Нельзя считать вымогательством и требование выкупа, поскольку автовладелец отдает деньги добровольно».
Если такие кражи станут уголовным преступлением, их число снизится в разы, уверен глава ФАР.
Секретки не спасают
На этой неделе петербургские депутаты предложили внести пункт о краже госномеров в статью 325 ст. УК РФ («Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия»). Если такой пункт появится, воров будут либо штрафовать на 200 тыс. рублей, либо отправлять на два года в колонию. Заксобрание Санкт-Петербурга законопроект одобрило, вскоре его рассмотрятв Госдуме.
Но пока автовладельцы машин вынуждены бороться с ворами своими силами. Самый распространенный способ — прикрутить номера на специальные болты-секретки. Но, по словам специалистов, от подготовленных преступников они не спасут.
«С пластиковыми рамками секретка бессмысленна: такое крепление можно вырвать пальцами, — говорит продавец автомобильной фурнитуры Владимир Сухомлинов. — Металлические рамки более эффективные, обычной отверткой их не снимешь, но и это не панацея. Количество рисунков резьбы на секретках ограниченно, а значит, вор может просто подобрать нужный ключ».
Сергей Канаев из ФАР уверен, что единственный эффективный способ борьбы с преступным бизнесом — самоорганизация автовладельцев: «Люди очень жестко относятся к подобным вещам, и, если дать им возможность объединиться и самостоятельно ловить и сдавать в полицию преступников, эту проблему удалось бы решить».