Закон о защите совершеннолетних
"Единая Россия" не собирается ужесточать антикоррупционные нормы
Оппозиция вновь призывает расширить круг родственников депутатов и чиновников, которые должны отчитываться о доходах и имуществе. Поводом для этого стала информация о том, что глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая ("Единая Россия") живет в квартире стоимостью несколько десятков миллионов рублей, которая записана на ее совершеннолетнюю дочь. Эксперты говорят, что для реальной борьбы с коррупцией необходимо ввести в законодательство понятия незаконного обогащения и фактического бенефициара собственности. В руководстве "Единой России" оснований для изменения законодательства не видят.
Поводом для скандала стала публикация в журнале The New Times — на основании поступившего в редакцию письма "поклонника Алексея Навального" выяснилось, что Ирина Яровая проживает в элитном жилом комплексе "Тверская плаза" в квартире, которая в 2006 году была приобретена на имя ее 17-летней дочери Екатерины. Сейчас минимальная цена жилья (площадью от 120 кв. м) в этом доме, по данным риэлторов, составляет около 64 млн руб. Сама Ирина Яровая вчера подробно комментировать ситуацию не стала, заявив, что информация была "вброшена" для ее "дискредитации". Зато за нее заступились однопартийцы. Так, глава думского комитета по экономполитике Игорь Руденский отметил, что в 2006 году цены на недвижимость были "ниже" и "ни о каком нарушении закона" не идет речи: при покупке квартиры в 2006 году ее собственником стала дочь Ирины Яровой, а она сама "даже не была депутатом".
И во фракции "Единой России", и в партии "Яблоко", в которой до 2007 года состояла госпожа Яровая, предположили, что квартира могла быть куплена на средства ее первого мужа, занимавшегося бизнесом.
До 2007 года Ирина Яровая работала в органах прокуратуры и избиралась в законодательное собрание Камчатской области от "Яблока". Накануне выборов Госдумы пятого созыва она перешла в "Единую Россию". После переизбрания в 2011 году возглавила думский комитет по безопасности и противодействию коррупции.
В предвыборной декларации 2007 года Ирина Яровая указала только камчатскую квартиру в 90 кв. м и доход в 1,48 млн руб. На тот момент закон обязывал кандидатов в депутаты представлять в ЦИК информацию лишь о своей личной собственности. Обязанность депутатов и чиновников публично отчитываться о материальном положении ближайших родственников — супругов и несовершеннолетних детей — появилась только в законе "О противодействии коррупции", принятом в конце 2008 года. К тому моменту дочери Ирины Яровой уже исполнилось 18 лет.
Расширить круг "подотчетных" родственников в 2008 году безуспешно предлагала думская оппозиция. Депутат Госдумы, глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев не исключил, что теперь этот вопрос вновь будет поставлен. "По большому счету, в декларацию нужно и родителей включать, и совершеннолетних детей, то есть близкий круг родственников",— заявил коммунист. В такой ситуации единоросс Владимир Пехтин не смог бы "переводить" недвижимость в Майами на совершеннолетнего сына. Заместитель председателя фракции "Справедливой России" Михаил Емельянов говорит, что "круг родственников должен быть расширен", но "нельзя профанировать политику — вместо содержательного обсуждения проблем и позиции политика рыться в грязном белье".
"Маскировка собственных хором — "якобы не мое, а дочкино" — выглядит неопрятно",— заявил зампред фракции ЛДПР Владимир Овсянников. Но закон, считает депутат, должен "ограничиваться исключительно декларацией самого госслужащего". Вице-спикер Госдумы от "Единой России" Сергей Железняк также заявил, что менять антикоррупционное законодательство не нужно. Чиновники и депутаты должны отчитываться только за своих супругов и "тех, кто находится на иждивении". "Но неправильно ущемлять в правах дееспособных граждан только потому, что их родственник состоит на госслужбе",— говорит единоросс. Повода для проверки в отношении Ирины Яровой он не видит. Глава думской комиссии по проверке депутатских деклараций Николай Ковалев был недоступен для комментариев.
Напомним, что в 2006 году Россия ратифицировала конвенцию ООН против коррупции, не ратифицировав статью 20 о "незаконном обогащении". Эта статья предписывает государству—участнику конвенции признать уголовно наказуемым "значительное увеличение активов публичного должностного лица, которое оно не может разумным образом обосновать". С понятием "незаконного обогащения" вводится и понятие "фактического бенефициара той или иной собственности", пояснил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Таким бенефициаром может считаться человек, который не владеет квартирой, но живет в ней. Этот вопрос, по словам господина Кабанова, прорабатывался экспертами "Открытого правительства", но развития не получил.