Либерально-националистический альянс
Накануне очередного «Русского марша» либеральная часть оппозиции определилась со своими основными союзниками по протестному движению. На роль политических партнеров были выбраны ультраправые - активисты радикальных левых организаций оказались в опале.
Сентябрьский «марш миллионов» проходил при негласном соперничестве протестующих. Левые, националисты и либералы, похоже, только тем и занимались, что пытались на площади Сахарова оттеснить друг друга. Даже маршрут движения «марша» был составлен таким образом, чтобы манифестанты не смешивались и шли разными колоннами. Перетягивание каната дошло до того, что левые организовали альтернативную трибуну и выступали параллельно с ораторами на основной сцене. Идеологические оппоненты левых — националисты — тоже были весьма активны. В один далеко не прекрасный момент дело едва не дошло до массовой драки, предотвратить которую успели бойцы ОМОН.
Причем, как отметили многочисленные наблюдатели, «марш» значительно полевел по лозунгам. Что, предсказуемо привело к разногласиям в оргкомитете. Так, объявляя об окончании митинга, Сергей Удальцов призвал собравшихся непременно принять участие в следующем «марше миллионов». Соратник Немцова Илья Яшин поспешил опровергнуть лидера «Левого фронта» в своем микроблоге и даже осудил его за «несогласованные с организаторами» действия.
Кто-кто, а пришедший на смену «погоревшему на грузинских связях» Удальцову Александр Поткин (Белов) свои действия готов согласовывать с соратниками по «маршу миллионов». Говоря о присутствии либеральных лидеров на «Русском марше», Белов уточнил, что националисты не против участия либералов - если «они считают себя русскими и полностью разделяют цели и идеологию правого движения». Среди самых желанных гостей – естественно, Алексей Навальный, собравший на выборах в Координационный совет оппозиции львиную долю националистических голосов.
Тут-то, кстати, и пригодились националисты со своими десятками тысяч сторонников, часть из которых регистрировалась и голосовала на выборах в КС. И чьи лидеры, между прочим, остались в Координационном совете, не последовав за отказавшимися от участия в «междусобойчике» леваками.
К слову, довольно симптоматично и то, что на первом же заседании Координационного совета оппозиции либералы фактически согласились внести в список «своих политзаключенных» Хабарова и Квачкова, равно как и сидящего по 282 ст. УК РФ Душенова.
Смену приоритетов, кстати, обозначил сам Навальный, заявив в одном из интервью, что леваки не представляют собой значимой силы. В интервью «Афише» он пояснил: левых в КС мало, националистов - тоже не так много. Однако правые, по его мнению, «гораздо адекватнее». «Они все пошли по квоте, зная, что у них есть своя аудитория, на которую они опираются. У них есть свои мероприятия вроде «Русского марша» и так далее. А у левых-то своих мероприятий нет. Сколько пришло на «Антикап» последний? Четыре с половиной калеки. Очень громко звучала идея о том, что протест левеет, - оказалось, что ничего подобного», - заявил Навальный.
Так что, в принципе, нет ничего удивительного в том, что в преддверии 4 ноября либеральное крыло оппозиции не воротит нос от предстоящего «Русского марша». И даже, судя по всему, готово принять в нем участие – хотя бы в частном порядке.
Впрочем, ничего сверхъестественного в правом крене белоленточной оппозиции нет. Помнится, движение «Народ», сопредседателем которого являлся никто иной, как Алексей Навальный, как раз создавалось для объединения под едиными оппозиционными знаменами либералов и националистов.
В свое время сформулированные Станиславом Белковским и подхваченные Гарри Каспаровым идеи национал-оранжизма ввиду предстоящего «Русского марша» актуальны как никогда. И самое главное – Навальный, как и раньше, готов выступать в роли объединяющего начала. За пламенным трибуном, как показывает практика, готовы идти и мечтающие о политическом реванше либералы, и правые – от умеренных до сторонников «чистоты белой расы».
Заигрывание либеральной оппозиции с ультраправыми свидетельствует о ее беспринципности и отсутствии устойчивой массовой базы, считает политолог Борис Кагарлицкий. «Либералы постоянно издеваются над тем, что мероприятия левых не собирают достаточно большой массы людей. Но это в каком-то странном контрасте с их неспособностью провести вообще хоть какие-нибудь мероприятия самостоятельно и их стремлении во чтобы то ни стало привлечь на свои мероприятия активистов политических и общественных движений, которые стоят на совершенно иных и иногда на диаметрально противоположных позициях», - сказал Борис Кагарлицкий NewsInfo.
Политолог также отметил, что Координационный совет по факту представляет собой «блок либералов с ультраправыми при участии нескольких беспринципных левых». «Вот такая политическая формула. И ясно совершенно, что стремление поддержать «Русский марш» или готовность идти в одних колоннах фактически с нацистами - это вполне естественный результат той политической формулы, к которой привели выборы в КС», - отметил Кагарлицкий.
По его словам, «Навальный по-своему прав, в том смысле, что для него партнерство с неонацистами или ультраправыми гораздо более органично, чем сотрудничество с левыми». «Он партнерство с ультраправыми начал давно, он был на «Русском марше» в прошлом году, еще до того как начинались какие-либо акции протеста. Это показывает, что было право то большинство форума левых сил, которые приняло решение не сотрудничать с подобными людьми и о бойкоте выборов в Координационный совет», - резюмировал Борис Кагарлицкий.