Андрей Богданов прибрал Кубок Кремля
Список Правого дела украсили Анной Чакветадзе
"Правое дело" вчера утвердило свой список на выборах в Госдуму. Его возглавили и. о. лидера партии Андрей Дунаев, член политсовета Андрей Богданов и теннисистка Анна Чакветадзе. При этом делегаты отказались признать "Правое дело" "партией президента Медведева" и внести в программу пункт о поддержке его политики. Выходцы из Союза правых сил (СПС), не согласные с лидерством в "Правом деле" тех, кто "по заданию администрации президента заваливает партию", вышли из партсписка.
Перед началом съезда Андрей Богданов заверил прессу, что никаких демаршей, обещанных накануне бывшим сопредседателем "Правого дела" Леонидом Гозманом, не будет. "Три года прошло с момента создания партии, бывшие члены СПС стали нормальными людьми,— объяснял господин Богданов, который до свержения с поста лидера Михаила Прохорова 15 сентября был рядовым членом партии.— А тех председателей региональных отделений, которых поменял Прохоров, мы уже вернули назад". В свою очередь, член политсовета Борис Надеждин сообщил, что делегатов съезда, которые представляют бывший СПС, всего пять человек, потому что "мандаты получили правильные люди".
Сначала на съезде новую программу партии доложил политолог Владислав Иноземцев, включенный в федеральную десятку партсписка. Отметив, что "Правое дело" — либеральная партия, он говорил о необходимости осуждения преступлений коммунизма, возвращения выборности мэров и губернаторов, о моратории на повышение налогов в следующие пять лет. "Мы должны предложить радикальную..." — начал докладчик, но на этих словах его перебил господин Дунаев, велев заканчивать, поскольку это "произвольная программа". Несмотря на возражения и. о. председателя, делегат Артур Мяки предложил вторым абзацем в программе прописать, что "Правое дело" поддерживает политику президента Дмитрия Медведева и считает его своим лидером. "У него пока нет своей партии, и мы должны его поддержать, тем более что нас все равно считают партией Медведева",— заявил он. Назвав такую постановку вопроса некорректной, господин Дунаев сначала отказался ставить его на голосование, однако потом передумал. За поправку проголосовал только господин Мяки.
Первую десятку списка обнародовал соратник господина Богданова Вячеслав Смирнов. Первая тройка выглядит так: Андрей Дунаев, Андрей Богданов, Анна Чакветадзе. На вопрос, откуда взялась кандидатура теннисистки, господин Богданов сообщил, что его "средний сын тренируется в школе Тарпищева и она там занимается". "Чакветадзе — это лучшее, что есть в списке,— язвительно отметил бывший сопредседатель "Правого дела" Георгий Бовт.— Она выиграла Кубок Кремля, а Прохоров — проиграл". Член политсовета Борис Надеждин, который должен был войти в первую тройку, назвав госпожу Чакветадзе "молодой и красивой девушкой", отметил, что не знает ничего про ее "политическое прошлое". "Меня до поздней ночи уговаривали влиятельные люди, чтобы я вошел в тройку, но я отказался, потому что не готов участвовать в балагане,— отметил господин Надеждин.— Богданов — это человек, который по заданию администрации президента заваливает партию. Если этот список получит 1%, это будет неплохим результатом". "А где Надеждин был вчера, позавчера?! В Кремле",— ответил господин Богданов, сообщив, что партсписок не согласовывался с Кремлем, потому что "все писалось ночью, а ночью администрация не работает". Выяснить, так ли это, у присутствовавшего на съезде заместителя руководителя управления внутренней политики администрации президента Радия Хабирова не удалось. "Никаких комментариев я не даю",— сказал он. Впрочем, господин Надеждин не скрывал, что ночь перед съездом провел в администрации президента.
Когда был оглашен полный партсписок из 377 кандидатов, на сцену поднялся лидер кемеровской группы Дмитрий Шагиахметов, потребовавший удалить его фамилию из списка. "Я считаю неприличным для нормального человека находиться в списке с Богдановым, Смирновым". Напомнив, что про "Единую Россию" говорят, что она "партия жуликов и воров", господин Шагиахметов возмутился тем, что из партии, которую он создавал, "сделали партию жуликов и мошенников". В итоге против списка проголосовали 12 делегатов, а 61 — за.
Вошедший в федеральную десятку выходец из СПС Григорий Томчин, признав наличие внутрипартийного раскола, сказал, что его это не сильно беспокоит, потому что "за пределами Садового кольца этого никто не знает". "Ну и что, что третья в списке теннисистка, а была бы — артистка (имелась в виду Алла Пугачева, которая планировалась в тройку экс-лидером Михаилом Прохоровым), зато у нас самая либеральная программа",— уверен господин Томчин.