Много воды утечет
В ряде регионов России этой весной ожидаются аномальные паводки
По данным МЧС, этой весной в зоне затопления могут оказаться почти 4,8 тыс. населенных пунктов. Российские реки только начинают освобождаться ото льда, а пора противопаводковых мероприятий уже в самом разгаре. Взрывается лед, проводятся учения, жителей просят готовить так называемые тревожные чемоданчики (туда складываются лишь документы, вода и сухой паек). Одной из главных проблем во время половодий остаются аварийные гидротехнические сооружения (ГТС), многие из которых не имеют хозяина еще с советских времен. В этом году в рамках подготовки к паводкам было отремонтировано только 218 ГТС. Осталось еще почти 6,3 тыс. Именно они могут стать причиной затопления домов. Чтобы привести в порядок водное хозяйство страны и снизить ежегодный ущерб от паводков, нужны многомиллиардные вложения. В такой ситуации чиновникам оказывается выгоднее устранять последствия разрушений.
Этой весной Минприроды прогнозирует наиболее сильные наводнения в Саратовской, Псковской, Ленинградской, Новгородской и Смоленской областях. Здесь уровни половодья будут превышать норму больше, чем на один метр. Выше нормы паводки будут в общей сложности в 19 субъектах РФ. По данным МЧС, затопленными в России может оказаться 4771 населенный пункт.
Реки Калининградской и Ростовской областей уже вскрылись ото льда. Существенного подъема уровня воды на малых реках пока не наблюдается. Зима была малоснежной, а весеннее солнце еще не очень активно растапливает сугробы. Но в ближайшие пару месяцев региональное МЧС прогнозирует приход воды из Украины и Волгоградской области. По словам заместителя начальника областного управления МЧС Павла Нудгина, половодье не будет сильным по сравнению с предыдущими периодами. Тем не менее в зоне возможного подтопления окажутся 50 населенных пунктов. «Большую воду мы ждем в апреле-мае, – поделился житель маленького хутора Киреев Анатолий Полежаев. – Прошлой весной река сильно разлилась, и почти всю деревню затопило». Антипаводковые мероприятия в Ростовской области, как и по всей стране, сейчас идут полным ходом. И как в большинстве регионов, местные чиновники рапортуют о полной боевой готовности. В конце февраля здесь были проведены масштабные учения. Сейчас специалисты изучают все вероятные зоны затопления, гидротехнические сооружения, пруды и водохранилища.
В приморье в зоне затопления может оказаться 39 населенных пунктов. Корреспондент «НИ» в регионе Олег ЖУНУСОВ выехал на местную реку Арсеньевка и рассказал о том, как там готовятся встречать большую воду. Вот на реке звучит негромкий хлопок. «Сначала взрываем небольшой заряд, чтобы отпугнуть рыбу, – комментирует происходящее старший инспектор рыбоохраны Григорий Шаповалов. – Арсеньевка – река высшей категории, в ней обитают ленок, хариус и таймень». Когда все эти ценные виды рыб принимают меры безопасности, серия мощных взрывов раскалывает лед. Цель таких мероприятий нам объясняет руководитель взрывных работ Андрей Погорелов: «Ледовое поле может нагнетаться на мост и снести его. Взрывы дробят поле на льдины, которые спокойно пройдут под мостом без вреда для него». Подорванный лед оказывается толщиной всего полметра. Это в два раза тоньше, чем в прошлом году. Значит, таких паводков, как в 2010 году, нынешней весной не будет, делают вывод специалисты-взрывотехники. С ними согласны и метеорологи. «Развитие весеннего половодья в Приморье будет проходить постепенно, поэтому не вызовет быстрого выхода рек из берегов, – сообщила заместитель начальника Гидрометцентра Приморского края Татьяна Меновщикова. – В конце апреля и начале мая половодье на реках станет более активным из-за дождей, что приведет к подтоплению лугов и прилегающих подворий».
Власти Ленинградской области, где затопленными могут быть 40 населенных пунктов, проводят разъяснительную работу среди населения. Метеорологи утверждают, что паводки в этом году будут сильнее, чем в прошлом: максимальный уровень половодья в апреле превысит норму примерно на метр. Областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды сейчас следит за девятью реками на 22 постах. Возможно, как и в прошлом году, население наиболее проблемных районов получит на время паводков от МЧС лодки, плоты и продукты питания.
Жителям Ульяновской области местные чиновники рекомендовали собрать «тревожные чемоданчики». Туда нужно сложить документы, воду и сухой паек.
По словам мэра областного центра Александра Пинкова, населенные пункты области проверены на готовность к приходу паводка. По данным МЧС, этой весной в зону подтопления могут попасть около 40 населенных пунктов. По словам губернатора Сергея Морозова, «количество осадков, высота снежного покрова, запасы воды в снеге – все показатели в этом году составляют 150–200 процентов по сравнению с ежегодными средними показателями».
МЧС Чечни также рапортует о полной боеготовности. По словам начальника Главного управления МЧС по Чеченской Республике Руслана Яхьяева, при наихудшем сценарии развития ситуации в опасную зону могут попасть 23 населенных пункта. Региональные власти поверяют готовность 21 пункта временного размещения населения, расчищаются русла рек, подмостовые переходы, укрепляются берега. За гидрологической обстановкой наблюдают семь гидропостов. Они расположены на берегах крупнейших рек Чечни.
Впрочем, жители проблемных чеченских регионов ждут паводков со страхом. Многие из них, несмотря на красивые заявления властей, остаются с бедой один на один. «Было страшно наблюдать за потоками бурлящей черной воды, которая вот-вот могла смыть берег реки под нашим домом, – вспоминает жительница села Ачхой-Мартан Таисия Б. – Мне кажется, что воду удержали лишь корни деревьев, растущих на самом берегу. А вот наш пешеходный мост смыло. Поэтому до сих пор моим детям приходится заранее выходить из дома, чтобы, обогнув полсела дойти до школы, находящейся прямо напротив нас, но на другом берегу. И мы счастливы! Ведь в те же дни моим родственникам, жившим в поселке Войкова в Грозном, пришлось бросить все и срочно эвакуироваться, так как их дом подтопило. Кстати, они до сих пор не вернулись в свой дом и проживают у родственников, так как, с одной стороны, пока не могут сами сделать капитальный ремонт, а с другой – считают это бесполезной затеей, ведь их подтапливает уже не первый раз». Компенсации жителям, пострадавшим от стихии, приходится ждать годами. Например, люди, потерявшие свои дома из-за паводка в 2002 году, стали получать компенсации только в конце 2008 года, причем по расценкам шестилетней давности». Жительница Ульяновской области Татьяна Петрова также поделилась с «НИ» своими страхами: «Сейчас пока по ночам довольно холодно. Но мы очень боимся резкого наступления тепла. Паводок может стать такой бедой, от которой до конца жизни не оправимся».
В городе Ирбите Свердловской области, где живут 40 тыс. человек, многие жители при встрече большой воды рассчитывают на свои силы. Улица Орджоникидзе, расположенная на окраине города, на несколько недель в году становится островом. Как рассказал местный житель Владимир Пахомов, во время паводка деревянный мост через реку Ницу, соединяющий улицу с остальным городом, каждый раз смывает ледоходом. А потом жители сами его восстанавливают. Недавно реконструировать мост, по которому несколько лет назад могли ездить и машины, мэрию через суд обязала прокуратура. Администрация же давно подсчитала, что возведение моста обойдется ей в 60 млн. рублей, а переселение жителей в другой район – всего в девять. Но на улице Орджоникидзе, по словам Владимира Пахомова, как раз остались люди, которые не хотят уезжать из своих домов. А те, кто согласился съехать, давно это уже сделали. И пока мэрия не построит мост, десятки жителей весной будут «выходить в город» на лодке. «Переправа работает всегда», – заявил Владимир Пахомов. Он описал, как половодье приходит в дома: «У меня когда-то дед жил в той зоне, так весной воды на полу было сантиметров 10–20. Каждый год всю ценную мебель и вещи поднимали на чердак». Каждую весну в Ирбите затопляет и дома, расположенные на других улицах, выходящих к рекам Ирбит и Ница. Этой весной власти приготовили около 70 мест для эвакуации их жителей.
Сообщения чиновников о полной боевой готовности вызывают сомнения и у замдиректора Института водных проблем РАН Михаила Болгова. По его словам, одна из важнейших проблем, с которой не под силу справиться Минприроды, – тысячи аварийных гидротехнических сооружений. «Многие из них не имеют хозяина еще с советских времен, когда они принадлежали колхозам и совхозам, – аргументирует свою позицию Михаил Болгов. – Местные власти должны взять их на свой баланс, но обслуживание и ремонт их очень недешевы. Часто в бюджетах на это просто не предусмотрено денег. Между тем ГТС могут рухнуть в любой момент. Если их подмоет паводок, ниже по течению будет страшное затопление».
Яркий пример – тот же Ирбит. Этой весной власти Свердловской области ожидают «гидроудар» по этому городу. На противопаводковой комиссии, проведенной в Ирбите на прошлой неделе, начальник управления экологии и природопользования администрации Артемовского района области Альбина Скутина, заявила, что угроза Ирбиту исходит из соседнего Артемовского района, где на пределе возможностей работают несколько плотин, которые никому не принадлежат и давно обветшали. Чиновница объяснила, что если под натиском накопленной воды не устоит Центральная плотина в селе Покровском, мощнейший натиск весенних паводковых вод обрушится на гидроузлы, находящиеся ниже по течению. В результате в Ирбите может затопить даже те кварталы, которые обычно остаются сухими.
По данным, предоставленным пресс-службой МЧС РФ, в 62 регионах России насчитывается 6290 аварийных ГТС. При этом бесхозных гидротехнических объектов МЧС только в 16 регионах насчитало 6778.
«Свести к минимуму последствия паводков можно, только если власти пересмотрят свое отношение к ведению водного хозяйства, которое в настоящее время просто варварское, – заявил Михаил Болгов. – В отрасли нет денег, квалифицированных кадров, внимания к существующим проблемам. Тех 10–13 миллиардов рублей, которые каждый год выделяются на ведение водного хозяйства, катастрофически не хватает». По словам специалиста, экономнее для властей выходит латать дыры и устранять последствия паводков, чем приводить водное хозяйство страны в порядок и действительно контролировать безопасность водных объектов.