В нестрогих рамках
Удалось ли силовикам повысить уровень безопасности на московских транспортных объектах
В конце минувшей недели столичные транспортные узлы оказались в центре внимания. Президент России Дмитрий Медведев заглянул на Киевский вокзал, станцию метро «Охотный Ряд» и аэропорт «Внуково-1». Глава государства поручил МВД и ФСБ усилить меры безопасности на транспортных объектах, но, как выяснилось, сделано это было далеко не везде.
Нарушения при обеспечении безопасности транспортных объектов были выявлены московской транспортной прокуратурой 14 февраля. Напомним, что президент России Дмитрий Медведев после своего неожиданного визита на ряд транспортных объектов в конце минувшей недели дал три дня на исправление ситуации. Как выяснилось, за полдня до часа «икс» на Киевском вокзале рамки металлоискателей были установлены на всех входах, в том числе к камерам хранения, кассам и аэроэкспрессам. Исключение составил проход к пригородным поездам и выход непосредственно от железнодорожных путей. Многие пассажиры по привычке пытались попасть в здание через этот проем и натыкались на дежуривших там милиционеров.
Однако перекрытие всех ходов не означает тотальной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры. Во-первых, внутри здания не было замечено ни одного дежурного патруля. Во-вторых, на наличие металлических предметов проверяли только самого пассажира, а не его багаж. «Иначе очередь будет до Белого дома, ведь нужно сумку открыть, разобрать, собрать. Мы проверяем багаж только у подозрительных личностей», – сказал один из дежуривших у рамок милиционеров. Похоже, в воскресенье все подозрительные личности сидели по домам, потому что за два часа наш корреспондент не увидел ни одного случая проверки чемоданов или хотя бы документов.
Под Курским вокзалом расположена разветвленная сеть тоннелей, которые ведут на платформы. У каждого выхода поставлены металлодетекторы. Перед корреспондентом «Новых известий» через рамку проходит мужчина с коробкой, на которой нарисован кухонный комбайн. Датчики на рамках истошно пищат, но охранник никак не реагирует. Официальные подходы к Савеловскому вокзалу рамками укомплектованы полностью. Тем не менее к одной из платформ ведет утоптанная безбилетниками тропинка. Меланхоличный охранник, который должен, по всей видимости, не пропускать «зайцев», галантно помогает спуститься девушкам и безразлично смотрит, как двое мужчин пытаются поднять на платформу огромную коробку, судя по звукам, с чем-то металлическим.
Ответственно подошли к делу на Белорусском вокзале. На каждом входе в здание и проходе к аэроэкспрессам установлены две рамки металлодетекторов, рядом стоят столы для чемоданов. Исключение составляет только проход к пригородным поездам со стороны площади Тверской заставы. Досмотр багажа – стопроцентный, это значит, что каждого входящего гражданина просят открыть сумку. Неподалеку от вокзала стояли четыре «Газели» с милиционерами, сотрудники правоохранительных органов парами патрулируют территорию железнодорожного узла.
Ежегодные расходы Российских железных дорог (РЖД) на безопасность составляют не менее 16 млрд. рублей. С 11 февраля на вокзалах Москвы и Петербурга установлено более 100 рамок-металлоискателей, в ближайшее время к ним планируется прибавить еще 60 устройств. Кроме того, до конца марта на объектах будет установлено другое досмотровое оборудование, например эндоскопы (оптические приборы для исследования труднодоступных или скрытых полостей). Но эксперты считают, что выделением дополнительных ресурсов проблему не решить, пока не уничтожены лакуны в существующем законодательстве. «Сейчас право досматривать граждан имеют только подразделения милиции, а не служба безопасности вокзалов, – рассказал исполнительный директор Ассоциации индустрии безопасности Александр Иванченко. – Это огромное упущение, которое необходимо исправить как можно быстрее».
О расхождении в обязанностях также сообщил директор Центрального автовокзала Москвы Вачаган Саакян. Досмотр на входе в вокзал ведется по старинке: за столом у двери сидит охранник, который время от времени встает и проверяет сумки входящих пассажиров ручным металлодетектором. Кого проверять, а кого нет, становится его личным выбором. Женщинам, по всей видимости, дан «зеленый свет» вне зависимости от объема багажа, с которым они заходят. В основном зале автовокзала находится еще несколько охранников, а вот в зале ожидания с камерами хранения стражей порядка обнаружить не удалось. По словам г-на Саакяна, рамки-металлоискатели они уже заказали и установят, как только их привезут. Штат охранников компания расширять не собирается.
В столичной подземке, которой ежедневно пользуются более восьми млн. человек, на каждой станции теперь дежурят трое сотрудников МВД. В ближайшее время все они должны получить специальные переносные устройства, позволяющие выявлять взрывчатые вещества. «Рамки металлодетекторов, установленные при входе в метро, сильно затруднят его работу, поэтому датчики перенесут в отдельные зоны», – заявил вчера новый глава столичного метрополитена Иван Беседин. Досмотровые зоны появятся на 46 станциях метро из 182 существующих.
Усилена охрана и в московских аэропортах. В частности, в аэропорту «Шереметьево» досмотр осуществляется сразу на входе. На каждом пункте проверки находится не менее трех охранников. Чемоданы и сумки отправляются в интроскоп (устройство для проверки багажа), люди проходят через рамку-металлодетектор, предварительно расстегнув верхнюю одежду. Во «Внуково» процедура проверки более жесткая: помимо обязательного прохождения рамки, людей проверяет сотрудник с ручным металлодетектором. Также входящих заставляют доставать все из карманов, а иногда даже проверяют показавшиеся подозрительными ремни на брюках. Тем не менее, по данным московской транспортной прокуратуры, в аэропортах недостаточно хорошо выполняются требования пропускного режима, а также предполетного и послеполетного досмотра. Контролирующие органы обнаружили факты плохого оснащения авиаобъектов специальными техническими средствами.
Эксперты настаивают на том, чтобы в погоне за безопасностью компании не забывали о комфорте клиентов. «Люди привыкли к запрету на провоз жидкостей в салоне самолета, привыкнут со временем и к иным требованиям, – продолжает Александр Иванченко. – Но одно дело самолет, где пассажир проводит 8–10 часов, и совсем другое – поезд, в котором он находится несколько суток. Без перочинного ножа там обойтись сложно. На экспертном совете по безопасности в Мосгордуме 4 февраля прозвучало предложение составить список опасных предметов, например оружие, взрывоопасные предметы. Их либо нельзя будет брать с собой, либо придется сдавать в багажный вагон с соответствующими предосторожностями».