Дорога в облака
Добираться до столичных аэропортов с каждым годом будет все труднее
Транспортный коллапс на Ленинградке в очередной раз заставил москвичей задуматься об альтернативных способах проезда в аэропорт. А путей этих очень мало. На сегодняшний день быстро добраться до главного проблемного (из-за ремонта путепровода) аэропорта «Шереметьево» можно только на «Аэроэкспрессе» – электричке, отправляющейся с Белорусского вокзала столицы.
Автобусы и такси опять же застревают в многокилометровых пробках, а личный транспорт к тому же совершенно негде оставить. Если так будет продолжаться и дальше, единственным способом добраться до аэропорта станет рекомендованная губернатором Московской области Борисом Громовым покупка вертолета. Правда, такой выход из положения явно не каждому по карману.
«Пробку века», случившуюся 26 июня, заметили лишь рядовые москвичи. Именно такое впечатление складывалось на заседании Мосгордумы, прошедшем в минувший вторник. Чиновники, депутаты и руководители причастных к транспортировке компаний отчитались о принятых в связи с транспортным коллапсом мерах. Как сообщил генеральный директор «Аэроэкспресса» Александр Криворучко, стоящим в очереди к кассам людям раздавали бесплатную воду. Однако сидячих мест в электричках все равно не хватало. Гарантированное сидячее место было только у пассажиров бизнес-класса, заплативших 500 рублей за билет. Примечательно, что все спасательные действия были совершены с серьезным опозданием. Так, цены на билет остались теми же, на круглосуточный график работы ни один состав не перешел – все это только в планах. Число поездов было увеличено только с 1 июля, с 5-го – введена дополнительная остановка экспресса от Савеловского вокзала до «Шереметьево» на станции Долгопрудная, и только с 12 июля сотрудники аэропорта и авиакомпаний смогут воспользоваться дополнительными рейсами.
Сейчас в зале Белорусского вокзала работают три кассы по продаже билетов на экспресс. Очереди, в каждой из которых человек 20, двигаются довольно быстро. В зале дежурят сотрудники РЖД с мобильными аппаратами для оплаты проезда, купить билет у них можно вне очереди и за ту же цену, что и в кассах. В зале находятся несколько электронных терминалов для оплаты поездки, аналогичных тем, что используются для оплаты мобильной связи. В них можно приобрести билеты еще по старой цене – 250 рублей. Однако пассажиры ими практически не пользуются: считают, что у человека покупать билет надежнее, чем у бездушного автомата. Пассажиры могут наслаждаться прохладой кондиционера, смотреть телевизор или слушать музыку, а багаж – положить на специальные полки.
Заместитель гендиректора авиакомпании «Аэрофлот» Андрей Калмыков в связи с «блокадой Ленинградки» посетовал, что «пассажиры выбирают не авиакомпанию, а аэропорт». Однако и в менее загруженные воздушные гавани столицы добраться нелегко. К примеру, очередь к кассам «Аэроэкспресса» до «Внуково» начинается прямо у входа на Киевский вокзал. Мимо стоящих к заветным окошечкам людей прогуливается кассир, который предлагает купить билет на экспресс без очереди – но на 50 рублей дороже. То и дело вспыхивают скандалы между пассажирами, не приготовившими деньги заранее. У электронных терминалов тоже столпотворение: все хотят попасть на электричку, которая отправляется с минуты на минуту. Куковать в ожидании следующего поезда никто не желает: зал небольшой, магазинов нет, сидячих мест мало.
Один из пассажиров просит билет уже после отправки поезда, на что девушка-контролер спокойно выдает ему бумажку по повышенному тарифу. В остальном – сплошные разочарования. Кондиционера нет, приток свежего воздуха слабо обеспечивают распахнутые окна. Стеллажи для багажа отсутствуют, сумки ставят в проход между сиденьями, о них постоянно спотыкаются пассажиры, что еще больше накаляет атмосферу. Двери между вагонами не автоматические, туалет – узкий и неудобный, работает далеко не в каждом вагоне.
На Павелецком вокзале, откуда отправляется экспресс до «Домодедово», очередей практически нет. Но на всякий случай сотрудники РЖД дежурят у касс, готовые продать билет по той же стоимости, но вне очереди, или объяснить заблудившимся туристам дорогу к нужной платформе. Рядом с кассами стоят несколько электронных терминалов для оплаты поездки, однако ими почти никто не пользуется. На вокзале также можно заранее зарегистрировать багаж, но услуга не очень популярна. Пассажиры считают, что нет смысла платить 320 рублей за то, что можно сделать бесплатно непосредственно в аэропорту. В самом вагоне нет кондиционера, дополнительных стеллажей для крупногабаритного багажа, автоматически открывающихся дверей для перехода в другой вагон. На минуту создалось впечатление, что и персонал в поезде отсутствует полностью.
Однако вскоре раздался жуткий треск, который частично заглушался стуком колес. Невнятный голос сообщил, что в поезде предоставляются прохладительные напитки и бесплатная печатная продукция. Впрочем, напитки до вагона так и не дошли, а за газету и журнал все же требовали деньги. Вздремнуть за эти 45 минут пассажирам также не удалось: машинист то притормаживал, то ускорял движение, словно разгоняясь перед «мертвой петлей» на американских горках. Читать в таких условиях неудобно, так что людям оставалось только рассматривать граффити на заборах вдоль путей. После прибытия пассажиров экспресса ожидало еще одно препятствие. Для того чтобы выйти с платформы, нужно приложить билет штрих-кодом вверх – иначе стеклянные двери не откроются. Делать это с чемоданами в руках очень неудобно. Даже на солидном расстоянии от злополучных турникетов слышны негодующие возгласы: «Поставили бы обычные двери, никаких проблем бы не было».
Тупиковый период
«Аэроэкспрессы» останутся единственным приемлемым способом добраться до аэропортов как минимум до 1 ноября 2010 года. Именно на эту дату намечено завершение ремонтных работ на Ленинградке. Впрочем, свободнее на вылетных трассах от этого вряд ли станет. По словам вице-премьера Сергея Иванова, проблема транспортных пробок возникает в летнее время во всех городах мира. «Мы не можем строить 10-полосные дороги только ради того, чтобы в течение трех пиковых недель не создавалось пробок. Это нецелесообразно», – заявил Иванов на совещании по вопросам строительства и реконструкции аэропортов в Минеральных Водах в минувшую среду. Пассажиры с такой статистикой мириться не хотят. Опрос, проведенный столичной мэрией, показал, что не менее 50% посетителей аэропортов недовольны нехваткой парковочных мест, высокими тарифами на стоянку и многокилометровыми пробками перед аэровокзалами. «Проблему частично могло бы решить создание отстойных площадок рядом с аэропортами, – рассказала пресс-секретарь столичного департамента транспорта и связи Светлана Новиковская. – Люди, добирающиеся на собственном транспорте, могли бы бросить там машины, а не парковать их вдоль обочины в несколько рядов, еще больше сужая территорию проезда».
Пока такие стоянки не появились на всех аэровокзалах, пассажиры предпочитают услуги такси. Несмотря на то что руководство «Шереметьево» еще в мае обещало провести реорганизацию таксопарка, оставив добросовестных перевозчиков и выгнав «бомбил», прилетевшие пассажиры по-прежнему вместо трогательных слов приветствия первым делом слышат крики «такси, недорого!». По словам руководителя столичного департамента транспорта и связи Василия Кичеджи, «скопление множества «бомбил» около аэропортов сказывается не только на качестве обслуживания пассажиров, но и на экономике города – они же не платят налоги». Однако если учитывать официальные расценки таксистов, в том, что пассажиры предпочитают частников, нет ничего удивительного. Так, добраться из «Шереметьево» до метро «Сокольники» можно не менее чем за 1,5 тыс. рублей, а заказывать такси нужно минимум за четыре часа. С такой же суммой придется расстаться желающим доехать до «Внуково». Попасть в «Домодедово» на легальном извозчике будет дешевле – от 1,3 тыс. рублей, правда, пассажирам самим предлагается рассчитать время поездки.
Дорога в аэропорт на общественном транспорте нанесет меньший урон кошельку и больший – нервной системе. Автобусы до «Шереметьево» от метро «Речной вокзал» ходят часто. На этом плюсы этого вида транспорта заканчиваются. В салоне душно, места забиты. Специальных мест для багажа в автобусе нет, так что постоянные столкновения с баулами и чемоданами добавляют 20-минутному аттракциону пикантности. Чуть легче корреспондент добирался до «цивилизации» от «Внуково». 25 минут созерцания подмосковных красот – и можно заходить в метро «Юго-Западная». А вот от «Домодедово» до метро ходят только маршрутки с билетом по 100 рублей и рейсовые автобусы, где нужно платить 80 рублей. Правда, внутри работает кондиционер, а часть багажа можно положить в боковое отделение автобуса. И все равно поездка оказалась стрессовой: водитель активно изображал Шумахера, не обратив внимания на свалившуюся с верхней полки на голову пассажиру сумку.
Защита от граблей
Поскольку выделенных полос для общественного транспорта до сих пор нет ни на одной трассе, пассажиры автобусов рискуют также застрять в пробке. Впрочем, московские власти клянутся, что если перекрытие полос повторится, то посетители аэропортов об этом узнают первыми. «Сейчас ремонт путепровода ведется снизу, со стороны железнодорожных путей, – пояснили в пресс-службе московского департамента транспорта и связи. – Если потребуется вести его сверху, население будет информироваться очень широко, будут указаны маршруты объезда. Второй раз на те же грабли ни за что не наступим». Кроме того, до конца 2010 года московские аэропорты должны увеличить число регистрационных строек и киосков, ввести систему sms-оповещения об изменениях рейсов. По замыслу столичных чиновников, это повысит пропускную способность аэропортов и ликвидирует ненужные разъезды по вылетным трассам. Также запланировано создание единого транспортно-пересадочного узла на железнодорожной станции «Каланчевская». Правда, сроки появления этого комплекса неизвестны.
Однако ни увеличение числа полос, ни даже выделение отдельной дороги для автобусов не способны радикально поменять ситуацию, уверены эксперты. Так, председатель Совета Федерации Сергей Миронов отмечает, что в стране нет дорожных альтернатив, налицо огромный дефицит качественных транспортных коридоров. «Универсального решения проблемы пробок не существует, – говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. – Даже интеллектуальные транспортные системы тут не помогут. Требуются серьезные изменения принципов городской планировки. Наш Генплан основан на административных границах, а должен быть – на транспортно-географических. Следует изучать московскую агломерацию: как реально передвигаются люди на работу, в аэропорт, как транспортируются грузы, товары. У нас никто не заинтересован в таких сложных исследованиях».
Но на переменах в Генплане дело не заканчивается. «Существующая звездно-кольцевая структура для города такого размера является тупиковой. Однако поиску альтернативных планировочных решений мешает проблема землеотвода – строить новые трассы попросту негде, – говорит Михаил Блинкин. – Ну и конечно, следует развивать общественный транспорт. По факту у нас считается, что для благополучной публики – автомобиль, а беднота пусть давится в электричках. Этот стереотип надо преодолевать, поездка в электричке должна перестать быть унизительной».