Беспомощный и беззащитный Бишкек
Москву попросили вмешаться во внутренние дела Киргизии
Временное правительство (ВП) Киргизии вступило в переговоры с руководством России о вводе сил в зону беспорядков на юге республики для разъединения конфликтующих сторон. Об этом во вторник на встрече с жителями Бишкека заявила временный президент Киргизии Роза Отунбаева. До этого на сигнал SOS киргизских властей мировое сообщество, в том числе и Россия, откликнулось лишь гуманитарной помощью, чего для охваченного фактической войной юга Киргизии недостаточно. Теперь Бишкеку пришлось напрямую просить о военном вмешательстве извне во внутреннюю ситуацию в республике для спасения самой республики.
«Мы общаемся с главой Российской Федерации Дмитрием Медведевым о вводе физической силы для развода сторон, потому что декрет о применении оружия против провокаторов не выполняется в полной мере», – поведала во вторник бишкекцам Роза Отунбаева. По ее словам, события в городах Ош и Джалал-Абад показали, что сил киргизской армии не хватает, а сотрудники милиции полностью деморализованы. Она также сообщила, что военные стараются не стрелять на поражение, как того требует декрет ВП, ввиду того, что «на юге республики все друг друга знают, а многие приходятся друг другу родственниками». «Идет саботаж со стороны отдельных чиновников», – заявила она и подчеркнула, что «поэтому есть необходимость ввода третьих сил для того, чтобы была нейтральная сторона, которая бы одинаково строго относилась к обеим противоборствующим силам».
По самому Бишкеку ходят упорные слухи: беспорядки могут перекинуться с юга на север страны – в Токмак и Бишкек. А это уже гражданская война в полном формате. В столице спешно сколачиваются отряды дружинников, выставляются блокпосты на стратегических трассах. На юге Киргизии ждут обещанную «третью силу». Пока же жителям разоренного Оша приходится довольствоваться поступившей гуманитарной помощью: двумя килограммами муки и бутылкой воды. Но даже этот ничтожный продуктовый набор получила лишь малая часть населения. И это при том, что гуманитарные грузы в аэропорт «Манас» прибывают практически ежечасно. Политические партии, коммерческие и общественные организации, госструктуры считают своим долгом помочь своим согражданам, попавшим в водоворот насилия на юге. «Макароны, подсолнечное масло, мука, лекарства, одежда... нет одежду пока не берем», – сотрудники аэропорта жестко отсеивают менее значимые вещи.
Юг Киргизии голодает, а склады в «Манасе» забиты под завязку. Некому фасовать грузы, некому загружать и выгружать, некому доставлять их пострадавшим. Власти призвали добровольцев. Но людей все равно не хватает. Единственный в Киргизии Ил-76, на котором перевозится львиная доля гуманитарного груза, простоял целый день в аэропорту Оша только потому, что не хватало рук для разгрузки. Наземный путь снабжения по-прежнему небезопасен. Свою колонну грузовиков до Оша не смогла довезти одна из политических партий с вооруженной охраной – путь преградил отряд грабителей, пришлось разворачиваться обратно. Еще хуже ситуация со снабжением в Джалал-Абаде. Местный аэропорт может принимать самолеты только днем. Продовольствие и лекарства туда перебрасывают вертолетами.
Часть помощи, направляемой на юг, разворовывается по пути, часть раздается избирательно, а то и просто продается. Криминогенная ситуация ненамного улучшилась: стреляют меньше, чем в предыдущие дни. Спецслужбы изымают оружие. За последние дни арсенал правоохранителей пополнился на один крупнокалиберный танковый пулемет, один танковый пулемет, шесть автоматов Калашникова с 10 магазинами, один подствольный гранатомет. С 10 по 15 июня, по данным Службы нацбезопасности, в Оше противоборствующими сторонами применено 279 автоматов Калашникова, 5 тыс. железных прутьев и арматуры, около 1,5 тыс. бутылок с зажигательной смесью, около 25 пистолетов Макарова, около 100 охотничьих ружей, а также две снайперские винтовки СВД, 10 помповых ружей, множество ножей и колюще-режущих предметов. По данным «Независимой газеты», на улицах Оша по-прежнему лежат трупы. Убрать их не удается – снайперы отстреливают членов похоронных команд.
Против властей работают профессионалы – среди военных и милиционеров есть несколько человек с одинаковыми ранениями в глаз. Имеющихся в наличии сил для наведения порядка на юге страны не хватило – пришлось объявлять частичную мобилизацию: повестки приходят как людям, бывавшим в горячих точках, так и молодым людям 19–22 лет, прошедшим исключительно альтернативную службу. По мнению некоторых специалистов, бойцы с такими навыками могут быть использованы исключительно как пушечное мясо. Население, охваченное паникой, пытается выбраться в соседний Узбекистан. Однако, приняв, по некоторым данным, до 100 тыс. беженцев, Ташкент объявил о закрытии границы.
Узбекистану уже нужна помощь
Заместитель министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Комилов, комментируя положение с беженцами из Киргизии, был немногословен: «Ситуация близка к критической... Устроенные для беженцев лагеря уже переполнены, мест для организации новых остается все меньше, а впереди – жаркое узбекское лето». По данным Международного Красного Креста, узбекско-киргизскую границу перешли по меньшей мере 80 тыс. человек.
На КПП в селении Ер-кишлак Джалал-Кудукского района Андижанской области нескончаемая очередь из женщин, детей и стариков. Регистрируют только тех, у кого на руках есть документы и кому больше 18 лет, а таких всего 45 тыс., рассказал вице-премьер узбекского правительства Абдулла Арипов: «Но этот показатель надо умножать как минимум на три – с каждой женщиной несколько детей. Власти страны делают все возможное, чтобы облегчить участь беженцев: обеспечивают питанием, водой, медикаментами».
Раненых размещают в больницах Андижана. По словам министра здравоохранения Узбекистана Адахама Икрамова, в больницах Андижанской области находится 740 пациентов, около 100 из них – с огнестрельными ранениями. «Общее количество беженцев может превысить 100 тысяч человек», – заявил сегодня на пресс-конференции в Бишкеке специальный представитель генерального секретаря ООН Мирослав Енче.
По ту сторону узбекской границы на киргизской стороне остались сотни людей, взывающих о помощи. Многие держат написанные от руки плакаты: «Ёрдам, узбекларга ёрдам!» («Помогите узбекам, помогите!»). Возвращаться им некуда.
Несмотря на это, Узбекистан не намерен вмешиваться в ситуацию в Киргизии и пока ограничился лишь заявлением, в котором выразил возмущение тем, что проживающие в Киргизии узбеки подвергаются нападениям по национальному признаку. Источник в МИД Узбекистана пояснил, что «Ташкент не может вмешиваться в ситуацию в Киргизии, поскольку тогда пламя пожара перекинется на нашу территорию – ведь в Узбекистане проживают киргизы».
«Ситуация в Киргизии может стать опасной для узбекской части Ферганской долины и, более того, дестабилизировать обстановку в Узбекистане. Ферганская долина – это кипящий котел, крышка которого сдерживалась репрессивными мерами. Но если он рванет, то долина может стать еще одной горячей точкой на планете», – сказал эксперт по Центральной Азии Семен Багдасаров.
Вот в таких условиях ВП Киргизии обратилось за помощью к России ввести войска на юг республики для разделения конфликтующих сторон.
Час «Х» для армии России
Несмотря на явную неохоту Кремля участвовать в военном урегулировании ситуации в Киргизии, Генштаб ВС РФ все же прорабатывает меры, связанные с возможным использованием голубых касок в межэтническом конфликте в этой стране. Источник в военном ведомстве сообщил, что сейчас в спешном порядке уже пересматриваются в сторону уменьшения планы проведения оперативно-стратегического учения «Восток-2010», которое должно начаться в конце этого месяца на Дальнем Востоке РФ. Высвободившиеся войска, ресурсы и ГСМ будут учтены в готовящихся Генштабом планах возможной переброски российских войск в Ошскую и Джалал-Абадскую области Киргизии. Что это будут за войска и каким образом они попадут в Киргизию, а также время их переброски источник не уточняет. «Здесь должно быть политическое решение руководства страны», – объясняет он.
Наличие таких подготовительных мероприятий миротворческой операции в военном ведомстве РФ не исключил генерал-полковник Леонид Ивашов, который долгое время возглавлял в Минобороны РФ Главное управление международного военного сотрудничества. Ивашов сам родом из Киргизии и в 1992–1993 годах организовывал в Таджикистане деятельность штаба Коллективных миротворческих сил (КМС), состоявших из коалиционных подразделений России (201-я дивизия), Казахстана (отдельный батальон), Узбекистана (отдельный батальон) и Киргизии (отдельная рота). Именно подразделения КМС в считанные месяцы сумели тогда навести порядок в Таджикистане, усилили таджикско-афганскую границу и способствовали прекращению там братоубийственной войны. «Аналогичным образом могут действовать подобные подразделения КМС и в Киргизии. На это нужна только добрая объединяющая воля российского руководства. Но этого пока не наблюдается. Почему-то Кремль медлит в принятии жестких мер в наведении порядка в Киргизии. При том что сам Бишкек официально обратился за военной помощью к России», – рассуждает Леонид Ивашов.
Он не считает, что организатором беспорядков на юге Киргизии является нелегитимно отстраненный от власти экс-президент Курманбек Бакиев. «Причина межэтнических волнений обусловлена социальным расслоением общества, которое сейчас выплескивается на личности других национальностей. Такое происходит в условиях безвластия. И мы такое уже наблюдали ровно двадцать лет назад, в июне 1990 года, когда в Оше, Джалал-Абаде, Узгене произошли жестокие кровавые стычки между киргизами и узбеками», – вспоминает генерал. Тогда (еще был жив СССР) с помощью Воздушно-десантных и Внутренних войск это удалось загасить относительно быстро. В нынешней ситуации, по мнению Ивашова, межэтнический конфликт в Киргизии может длиться очень долго. «Наверняка он привлечет внимание ООН и, может быть, НАТО. И если от Киргизии отвернется Россия, то в страну для наведения порядка будут введены голубые каски других государств. Это будет означать геополитический крах и ОДКБ, и России», – считает Ивашов.
Между тем полковник Николай Брагин, который долгое время служил в штабе Воздушно-десантных войск, не исключает именно возможное участие российских ВДВ в урегулировании конфликта на юге Киргизии. В июне–августе 1990 года он в составе 21-й бригады ВДВ принимал участие в наведении порядка в Оше. Тогда решением министра обороны СССР Дмитрия Язова в Ферганскую долину (на аэродромы Оша и Ферганы) самолетами военно-транспортной авиации ВВС СССР со штатной боевой техникой, оружием и боеприпасами были переброшены 104-й полк 76-й воздушно-десантной дивизии (ВДД), 137-й полк 106-й ВДД и 387-й отдельный парашютно-десантный полк и подразделения 56-й бригады ВДВ. «Сейчас, конечно, времена не те. Со времен СССР значительно, почти в 5 раз, сокращены соединения ВДВ, есть большие проблемы с военно-транспортной авиацией. Но если руководство страны поставит задачу передислоцировать в Киргизию, к примеру, 31-ю бригаду ВДВ (она входит в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ) со штатной техникой и вооружением, за несколько суток руководство Минобороны, думается, сможет это сделать», – считает эксперт. При этом он указывает на то, что подобная переброска и последующая миротворческая операция потребуют использования всех ресурсов военно-транспортной авиации страны и будут стоить около 4–5 млрд. руб. «Это, конечно, очень большие деньги, и здесь не надо забывать, что 31-я бригада ВДВ должна участвовать в учениях «Восток-2010», – уточняет Брагин. Поэтому, по его мнению, весьма возможно, что в качестве миротворцев в Киргизию будут переброшены несколько батальонов первоочередного применения, укомплектованных военнослужащими, прошедшими горячие точки. О них недавно рассказал командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов. И один такой батальон уже передислоцирован на российскую авиабазу в Канте (север Киргизии).
Как бы ни развивались события, если будет принято политическое решение на участие российских войск в миротворческой операции в Киргизии, в составе подразделений вместе с профессионалами, весьма вероятно, могут оказаться солдаты срочной службы. Как заявил недавно генерал Шаманов, батальоны первоочередного применения только на 70% укомплектованы военнослужащими по контракту.
Почему медлит помощь
Призывом к международному сообществу вмешаться в ситуацию в Киргизии ВП республики фактически расписалось в собственном бессилии. Еще до того как вступить в переговоры с президентом РФ, Роза Отунбаева просила о помощи ОДКБ. Однако тщетно. Выяснилось, что Бишкек может рассчитывать только на материальную помощь ОДКБ.
В понедельник, то есть спустя четыре дня с начала конфликта в Киргизии, в Москве состоялись экстренные консультации секретарей Совбезов стран ОДКБ. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заметил, что «ОДКБ располагает необходимыми возможностями для действия в таких ситуациях, имея и миротворческий контингент, и Коллективные силы оперативного реагирования, и Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона, но применять эти меры нужно обдуманно и самое главное – комплексно». По его мнению, у ВП Киргизии достаточно сил, но не хватает техники, транспорта, материально-технических средств и даже горюче-смазочных материалов, и в этом направлении ОДКБ готово оказать необходимую помощь.
«ОДКБ – это наш зонтик, – сказал генеральный директор ИАЦ МГУ Алексей Власов. – По уставу ОДКБ решение о миротворческой операции на территориях государств – членов организации принимается президентами с учетом национального законодательства и на основании официального обращения государства-члена консенсусно». Именно поэтому, как считает Власов, получить его будет непросто. «Какое дело Армении или Белоруссии до событий в далекой Киргизии? Киргизы же, к слову, не пойдут воевать за Карабах», – сказал Власов.
По мнению ведущего эксперта Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, «с ОДКБ назревает трагедия». «Выясняется, что эта организация – нуль. Ждать, когда на Киргизию нападут талибы или кто-нибудь еще, чтобы использовать силы ОДКБ, бесполезно. ОДКБ была бы хороша теоретически вот в таких ситуациях: когда происходят беспорядки и славные войска ОДКБ выполняют миротворческую функцию. Но представить, допустим, таджиков, которые в рамках ОДКБ выполняют миротворческую функцию между киргизами и узбеками, невозможно. Поэтому все миротворчество будет исходить из России. Но все равно ввод войск надо будет согласовать хотя бы с Узбекистаном. Происходящее в Киргизии в данном случае показывает немощь ОДКБ и тяжелейшее состояние России, которая действительно не может решить этот трудный вопрос: вводить войска в республику или воздержаться. Вводить – рискованно, не вводить – тоже плохо», – заявил Малашенко. По его мнению, ввод будет оправдан, если войскам удастся в кратчайшие сроки навести порядок, как минимум добиться прекращения огня. Если же этого не будет, то Россия может увязнуть в гражданской войне. «Ввести войска под эгидой СНГ – тоже проблемно. Для начала нужно созвать саммит глав государств, чтобы они единодушно вынесли соответствующее решение. СНГ – аморфная, забюрократизированная при этом организация, способная относительно оперативно собираться только на саммиты без галстуков», – сказал Малашенко. По его мнению, надежды Бишкека на помощь из-за пределов СНГ тоже несостоятельны – «для них есть Афганистан, Пакистан, Палестина, талибы, а Киргизия, да и вся Центральная Азия, воспринимается как некий довесок к тому, что происходит в Южной Азии».
Депутат Госдумы, эксперт по Центральной Азии Семен Багдасаров придерживается иной точки зрения. «У России есть соглашение о коллективных силах по поддержанию мира. Надо найти возможность в рамках этого соглашения оказать помощь», – сказал он. По его словам, президент Дмитрий Медведев после событий 7 апреля поручил министру обороны РФ Сердюкову разработать механизмы защиты в Киргизии граждан РФ. «Каждый двенадцатый житель Киргизии – гражданин РФ или русский. А согласно закону об обороне, Вооруженные силы РФ могут применяться для защиты соотечественников», – сказал Багдасаров.