Следы теракта ведут в Южную Азию
Организаторы побоища могли обучаться в зоне границы Пакистана и Афганистана
Теракт в московской подземке мог быть спланирован и осуществлен боевиками, подготовленными «Аль-Каидой» в зоне племен на границе между Пакистаном и Афганистаном. Бен Ладен не отказался от надежды поднять мятежи и создать исламский эмират на территории Центральной Азии и мусульманских республик России. Об этом пишут комментаторы в Пакистане и Индии. Эксперты в России также не исключают связи между чеченским подпольем и исламистами, базирующимися в Южной Азии.
Пакистанский журналист Саед Салим Шахзад, завотделением интернет-газеты Asia Times, cсылаясь на деятелей джихада (священной войны) в своей стране, пишет, что организаторы теракта, скорее всего, – жители Северного Кавказа. Но их могли обучить в зоне племен на границе между Пакистаном и Афганистаном. В роли наставников выступали оперативники и идеологи «Аль-Каиды». Эта террористическая организация в течение многих лет стремилась поднять мятежи в Центральной Азии и на Северном Кавказе. Люди, близкие к экстремистским подпольным группировкам в Пакистане, говорят, что нападение на метро в Москве, возможно, является лишь очередным залпом в террористической войне против России.
В представлении «Аль-Каиды» мятежи на Северном Кавказе должны послужить сигналом для подъема повстанческого движения против России и ее союзников в Центральной Азии. Как полагают деятели самой известной в мире террористической организации, к этому движению помимо чеченцев примкнут узбеки, таджики, уйгуры, проживающие в основном в Китае, и другие этнические группы, исповедующие ислам. В результате должен быть создан исламский эмират Хорасан (что в переводе означает «откуда восходит солнце»). Эмират должен возникнуть на месте последней восточной провинции древней Персидской империи; ныне эта территория включает часть Ирана, Афганистана, Пакистана, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
Подготовка к созданию эмирата началась в конце 1990-х годов. Тогда лидер «Талибана» Мулла Омар предоставил убежище боевикам из исламистских движений Узбекистана, Чечни, Таджикистана. Под крылом талибов нашли приют и уйгуры – приверженцы Исламского движения Восточного Туркестана, группировки, ратующей за отделение Синьцзяна от Китая.
Когда США в 2001 году свергли режим талибов в Афганистане, тысячи боевиков из Центральной Азии и Кавказа переместились в пограничный район между Афганистаном и Пакистаном. Но они почти не участвовали в сопротивлении американцам. Из-за этого возникли серьезные раздоры между узбекскими боевиками, обосновавшимися в районе племен Южный Вазиристан в Пакистане, и командиром талибов Хаджи Назиром. Узбекские формирования насчитывали около 2500 человек. В 2007 году отряды Назира убили несколько сотен узбеков.
«Аль-Каиде» удалось положить конец столкновениям. Она убедила талибов, что находящимся в этом регионе иностранцам предстоит сыграть свою роль в ее более широких планах, касающихся Азии. Командуют иностранными боевиками в Южном и Северном Вазиристане арабы.
После 2007 года все больше иностранных боевиков стало приезжать на границу между Афганистаном и Пакистаном. Большинство из них приехало из Турции, где есть чеченская и узбекская диаспоры. «Аль-Каида» также заключила сделку с иранской мятежной группировкой Джундалла. С ее помощью был открыт подпольный транзитный маршрут через Иран. Можно предположить, что организаторы террористической акции в московском метро после подготовки в зоне племен проникли в Россию именно по этому пути.
Мы попросили заместителя директора Института востоковедения РАН Вячеслава Белокреницкого прокомментировать статью пакистанского обозревателя. Действительно, руководство исламистских подпольных группировок располагается в горных районах Афганистана и Пакистана, сказал он. Большая часть этого региона находится под юрисдикцией Пакистана. Это так называемая территория племен федерального управления. Там, скорее всего, находится бен Ладен. Правда, арест пакистанцами одного из лидеров «Аль-Каиды» в Карачи говорит о том, что эти деятели могут скрываться не обязательно в горах.
Тем не менее существование очага религиозного фанатизма в полосе пуштунских племен оказывает воздействие на многие горячие точки планеты. Проблема в том, что Пакистан не контролирует этот регион. Поэтому волна экстремизма могла как-то докатиться до России, заключил эксперт.