Пока не рухнет
Кризис похоронил программу капремонта жилых домов в Москве
Планы столичных властей отремонтировать к 2014 году дома советской постройки провалились. Вместо предполагаемого роста на треть финансирование капремонта на следующий год упало вдвое. Средств, по расчетам департамента капремонта, сегодня хватает лишь на завершение уже начатого ремонта. Тем временем жители ремонтируемых домов жалуются на плохую организацию и неудовлетворительное качество работ. По словам экспертов, в качественном ремонте домов строители не заинтересованы, так как отчитываются не перед жителями, а перед чиновниками.
Два года назад правительство Москвы решило отремонтировать все дома советской постройки, признанные несносимыми. К этой категории относятся строения выше пяти этажей с железобетонными перекрытиями. Программу спланировали на 2008–2014 годы, ее общую стоимость определили в 490 млрд. рублей, причем расходы должны были возрастать с 40 млрд. рублей в 2008 году до 99,5 млрд. рублей в 2014-м. Всего же отремонтировать предполагалось более половины жилищного фонда Москвы – 117,5 млн. квадратных метров из 213,2 млн.
Однако в планы столичных властей вмешался кризис. В нынешнем году вместо 48,5 млрд. рублей на капремонт смогли выделить только 28,7 млрд. В следующем сокращение будет еще сильнее – 14,2 млрд. рублей вместо 62,7 млрд. В Департаменте капитального ремонта жилищного фонда Москвы подтвердили, что вынуждены пересматривать планы. По словам представителя ведомства Татьяны Блиновой, в следующем году предполагается лишь завершить уже начатые работы. Прочие дома будут ремонтировать, если в городском бюджете появятся дополнительные доходы и их решат пустить на капитальный ремонт. Блинова говорит, что в ноябре нынешнего года 6,5 млрд. рублей, дополнительно выделенных правительством города, потратили на утепление фасадов и укрепление балконов и лоджий в 241 доме.
Планы отремонтировать все дома советской постройки изначально были нереалистичными, поясняет директор фонда «Градостроительные реформы» Александр Высоковский: «Это популистская идея, такая же невыполнимая, как пожелание, чтобы не было зимы и круглый год светило солнце». Председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию Вячеслав Глазычев подтверждает: «Капитальный ремонт всех домов, построенных до 1991 года, – сильный пиар-ход, но не более чем «фантазия начальства». В департаменте капремонта признали, что 2014 годом программа не ограничится и уже существует распоряжение мэра Москвы Юрия Лужкова о продлении программы после этого срока.
Сроки растягиваются еще и потому, что к несносимым московские власти хотят добавить дома пяти и менее этажей с железобетонными перекрытиями. Сейчас столичные чиновники готовят программу сноса некомфортного жилья, и предполагается, что значительная часть старых домов окажутся «комфортными» и подлежащими ремонту. Кроме того, первоначально планировалось, что лишь десятая часть домов (12,2 млн. квадратных метров) будет отремонтирована комплексно, то есть с заменой всех инженерных систем. Остальные 105,3 млн. квадратных метров предполагалось ремонтировать выборочно. Однако в минувшем году было решено ремонтировать все дома комплексно. Между тем комплексный ремонт более чем втрое дороже выборочного (11,1 тыс. рублей за квадратный метр против 3,4 тыс. рублей за квадратный метр). Значит, стоимость программы может увеличиться с 490 млрд. рублей до 1 трлн. 304 млрд. рублей. При сохранении финансирования на уровне следующего года (14,2 млрд. рублей) капитальный ремонт советских домов рискует затянуться в Москве более чем на 90 лет.
«Мой дом по улице Свободы, дом 83, корпус 4, без капитального ремонта с 1964 года. Дом находится в аварийном состоянии. Водопроводные трубы сгнили. Батареи в стенах не греют. В квартире холодно. Электропроводка замыкает и искрит. Полы провалились, постоянные протечки с верхних этажей. Вопрос: когда с этим домом хоть что-то будут делать?» Подобными письмами засыпают москвичи Департамент капремонта. Ответы следуют стандартные: капитальный ремонт планируется, но «более точные сроки и перечень работ будут определены с учетом действующих приоритетов и установленных объемов финансирования».
Но идет и встречный поток жалоб. Там, где капитальный ремонт провели, его результаты оказываются далеки от ожидаемых жильцами. Нередко оказывается, что после ремонта стало хуже, чем было до него. А дискомфорт в ходе затянувшегося на долгие месяцы ремонта становится таким, что обитатели дома называют свою жизнь «адом».
Спаси и отремонтируй
Формально при планировании ремонта интересы жильцов дома учитываться должны. На практике жильцов во многих случаях ставят перед фактом. «В моем доме (ул. Нагорная, д. 19, корп. 4) на днях приступили к ремонту фасада и сказали, что все решетки на окнах спилят. Имеют ли они на это право? Если имеют, кто потом будет решетки восстанавливать?», – пишет в Департамент капремонта жительница дома Марина Борисовна. Полученный ею ответ гласит, что «демонтаж оконных решеток необходим для установки откосов на оконных проемах со стороны фасада», а восстанавливать решетки строители не будут, потому что «монтаж оконных решеток проектно-сметной документацией не предусмотрен».
«В нашем доме сложилась такая ситуация: дом окружили строительными лесами, которые стоят уже второй месяц. Работы никакие не ведутся. По лесам расхаживают все, кому не лень. А так как наши окна не оборудованы бронестеклами, то велика опасность квартирных краж», – жалуется жительница дома №43 по улице Партизанская. Примечательно, что жалоба написана в ноябре нынешнего года, хотя дом планировали отремонтировать еще в прошлом. «Скажите, пожалуйста, насколько правомерно проводить шумные работы в выходные дни? Почему до 21 часа люльки катаются вверх и вниз? Почему все воскресенье долбят стены, приколачивая или присверливая утеплитель?», – пишет жительница дома №27, корпус 3 по Нахимовскому проспекту.
Жилец расположенного по соседству дома №25, корпус 2 по Нахимовскому проспекту сообщает, что после капитального ремонта дом стал замерзать. После жалобы приехала комиссия, и при ней батареи были горячими. Однако восемь дней спустя в одной из квартир прорвало трубу, и батареи снова начали остывать. А вот жалоба жительницы дома №25, корпус 1 по Голубинской улице: «В конце ноября 2009 года были заменены балконные блоки. В настоящее время очень дует из-под порога, из-под подоконника и по периметру окна и балконной двери. Из новых окон дует сильнее, чем раньше из деревянных. Помогите не замерзнуть!»
«Уже месяц, как сломали мусоропровод в нашем доме. Новую трубу поставили, но она запечатана. Когда, наконец, сделают мусоропровод? Пожилые жильцы дома не в состоянии выносить мусор на улицу. Стены и потолок на площадке нашего этажа покрасили очень плохо! Ранее красили масляной краской, а теперь покрасили водоэмульсионкой. Более качественно делают первый этаж (на показ). А далее везде сплошная халтура. Канализацию начали менять, затопили два этажа. Теперь сказали, менять канализацию не будут». Такое письмо написала в Департамент капремонта жительница дома №8 в Песчаном переулке. Ей ответили, что виноваты сами жильцы: у них не было единогласного мнения о необходимости менять стояки канализации.
По словам Вячеслава Глазычева, капремонт оказывается низкокачественным, так как выполняют его «те же самые казенные ДЕЗы (ДЕЗ – Дирекция единого заказчика, балансодержатель дома), переименовавшиеся в акционерные общества». Рынка независимых фирм, могущих выполнить капремонт, в столице не сложилось. Те же, которые существуют, по утверждению Глазычева, подотчетны не жильцам дома, а чиновникам, и ориентируются исключительно на их мнение. Так, жильцы дома №32, корпус 3 по Новоясеневскому проспекту жаловались на скользкую на морозе плитку, которой вымощены входы в подъезды. В ходе капитального ремонта противогололедную плитку положили, но не на крыльцо подъездов, а в полутора метрах от входа. А на жалобы жильцов инженер Барбашов из подведомственной Департаменту капремонта «Жилкооперации» ответил, что «плитка перед входами в подъезды уложена в соответствии с проектом».
Стена – ваше личное дело
Формально мнение жильцов дома учитывается: перед проведением капремонта общее собрание собственников квартир должно одобрить перечень работ. Перечень составляют в соответствии с «техническим заключением о состоянии конструкций» – документом, который оформляют чиновники после осмотра дома. Но на практике самое большее, что могут жильцы, – это проголосовать против проведения капремонта в их доме. В нынешнем году, по данным Департамента капремонта, так поступили жильцы восьми многоквартирных домов. Никакого собрания жильцов не было, рассказывает жительница дома №26, корпус 1 по Симоновскому Валу. Этот дом ремонтируют с весны. Началось все с того, что жильцам раздали листки с просьбой отметить галочками нужные им виды работ. Листки так и остались у жильцов – никто забирать их не пришел.
Приблизить объем и качество капремонта к интересам жильцов можно, если производить ремонт хотя бы частично за их счет, рассказывает директор Института экономики города Александр Пузанов. По его словам, подобная схема действует в Прибалтике, где капитальный ремонт оплачивают сами жильцы. При этом малоимущие получают субсидии из бюджета, а не имеющие в данный момент денег берут кредиты, подобные ипотечным. «У муниципалитетов нет стимулов, чтобы при капитальном ремонте были сделаны именно те работы, которые нужны жильцам», – говорит Пузанов. Когда жительница дома №7, корпус 1 по Чертановской улице поинтересовалась, отремонтируют ли ей «выгнувшуюся» стену между прихожей и ванной, женщине ответили, что ремонт стены в ее квартире – дело самой гражданки. Жительница дома №18 по Шелепихинской набережной, в свою очередь, узнала, что никакой компенсации за самостоятельно установленные пластиковые окна и остекленную лоджию ей не полагается. Деньги останутся у фирмы, которая получила их, в том числе на замену окон.
Со следующего года в Москве начнется эксперимент: нескольким товариществам собственников жилья (ТСЖ) позволят самим определить объем работ и выбрать фирму-производителя. Деньги поступят из бюджета и пойдут целевым образом на капитальный ремонт. Оплатить что-либо еще ими будет нельзя. По словам Татьяны Блиновой, таких ТСЖ, скорее всего, окажется от трех до пяти: «Смотря, сколько будут готовы». Вячеслав Глазычев относится к начинанию скептически: «Большинство существующих ТСЖ – туфта, и заказчиками они в действительности не будут, даже если выступят в этой роли».
Пока же подряды на проведение капремонта распределяются через аукцион. В Департаменте капремонта утверждают, что единственный критерий – цена работ (комплексный капремонт девятиэтажного дома в среднем обходился бюджету в 30–35 млн. рублей). Получает заказ тот, кто меньше за свою работу запросит. В Департаменте капстроительства ссылаются на законодательство, которое запрещает включать в перечень требований к участнику аукциона наличие опыта работы, производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, а также принимать во внимание деловую репутацию. Учитывалось только выполнение контрактов за последние пять лет, если таковые контракты были.
Стремясь минимизировать себестоимость, подрядчики нанимают самую дешевую рабочую силу – гастарбайтеров из стран Средней Азии. Жительница дома №26, корпус 1 по улице Симоновский Вал рассказывает, что ее дом ремонтировали рабочие из Узбекистана, которые не знали тонкостей устройства многоквартирных домов. В результате пока меняли батареи, две квартиры сожгли искрами от сварки на соседнем этаже, а трубы закрепили слишком близко к стенам, и батареи пришлось затем переустанавливать.
Поэтому неудивительно, что часть заказов достается фирмам, которые не в состоянии справиться с работой. В нынешнем году из 483 ремонтируемых домов по 50 контракты были расторгнуты, причем делается это при наличии двух и более серьезных нарушений со стороны подрядчика. В 11 домах и вовсе сложилась ситуация, когда подрядчики разобрали системы жизнеобеспечения домов, а потом все это бросили. Такие дома пришлось готовить к зиме в аварийном режиме, а в отношении руководителей фирм возбудили уголовные дела по статье 159.4 УК РФ «Мошенничество в особо крупных размерах».