Вот что крест миротворящий делает
Мир в Абхазии закончился войной церквей
Политическое отделение Абхазии от Грузии повлекло за собой церковный раскол — абхазские священнослужители провозгласили свою независимость от Грузинской православной церкви (ГПЦ). При этом в непростом положении оказалась Русская православная церковь (РПЦ), позиция которой в грузино-абхазском конфликте отличалась от позиции Кремля. Московская патриархия не раз заявляла о неизменности канонических границ ГПЦ, поскольку Грузинская церковь до сих пор является главным союзником РПЦ в борьбе с раскольниками на Украине.
Как рассказал управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской церкви иерей Виссарион Аплиа, решение о преобразовании епархии в Абхазскую поместную церковь с двумя кафедрами — Сухумской и Пицундской — было принято на общем собрании всех абхазских священнослужителей поздно вечером во вторник. Виссарион Аплиа заявил, что абхазские священнослужители "никогда не считали свою церковь частью грузинской". "Грузинскую церковь придумал Сталин",— сказал иерей. Кроме того, он подчеркнул, что никаких консультаций "ни с Московской патриархией, ни с кем-то еще" абхазские священнослужители не проводили: "К патриарху Кириллу мы обязательно обратимся с просьбой о признании, но это будет уже второй этап наших действий". На вопрос, не боится ли он, что Русская православная церковь откажется признавать восстановление Абхазской поместной церкви, иерей ответил, что "боится только Бога".
Из более 215 тыс. жителей Абхазии, согласно опросам, православными себя считают до 70%. На территории республики расположены 11 действующих православных храмов и соборов, а также два монастыря. Еще 140 культовых сооружений не действуют. Наиболее известным православным центром является основанный в 1875 году Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь.
Вопрос признания Абхазской церкви со стороны РПЦ будет весьма болезненным. Накануне глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион заявил, что "изменение политических границ необязательно означает, что нужно также изменить церковные канонические границы", и в очередной раз подтвердил, что РПЦ "признает каноническую территорию Грузинской церкви, включая Абхазию и Южную Осетию". Позиция РПЦ в вопросе статуса православных церквей Абхазии и Южной Осетии остается неизменной уже год. Прошлой осенью, когда эти церкви официально обращались к патриарху Алексию II с просьбой принять их в состав РПЦ, Священный синод отказался удовлетворить эту просьбу.
На неофициальном уровне представители РПЦ объясняли этот отказ тем, что грузинский патриарх Илия II остается "чуть ли не единственным союзником Русской церкви" в конфликтах с не признанными Москвой Украинской православной и Эстонской апостольской церквями. На то, что эта позиция не изменится и теперь, рассчитывают и в Грузинской православной церкви. "Мы не верим, что Московская патриархия одной рукой благословляет единство Грузинской церкви, а другой — потворствует раскольникам,— сказал митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, возглавляющий отдел внешних церковных сношений ГПЦ.— Русская православная церковь неоднократно признавала единство нашей канонической территории, в том числе устами патриархов Алексия и Кирилла". "Аплиа не имеет права объявлять автокефалию,— считает отец Давид Шарашенидзе из пресс-службы ГПЦ.— Абхазская епархия должна обратиться к матери-церкви, то есть к ГПЦ, получить согласие, а затем ее должны признать все 15 поместных православных церквей". Помощник патриарха Илии II Михаэль Ботковели заявил, что отец Виссарион Аплиа вообще "уже давно смещен с поста руководителя епархии, а ее главой является владыка Даниил, который, к сожалению, не имеет возможности вести службы на территории Абхазии".
Реакция официальных лиц Грузии на инициативу абхазских православных оказалась еще более жесткой. "Виссарион Аплиа является агентом российских спецслужб, и его заявление, конечно, продиктовано из Москвы",— уверен вице-спикер грузинского парламента Пата Давитая.
В российском парламенте, в свою очередь, к независимости Абхазской поместной церкви отнеслись очень сдержанно. "Церковь у нас отделена от государства, и Государственная дума не будет никак комментировать это решение",— заявил депутат Госдумы Константин Затулин, возглавляющий Институт стран СНГ. Господин Затулин считает, что "вопрос о независимости церквей до определенного периода должен быть заморожен, при этом РПЦ не должна свертывать программы сотрудничества с конкретными священнослужителями и паствой в Абхазии". "Главное — не оставить людей без Бога",— считает депутат.
В самой Русской православной церкви пока не отступают от прежней позиции по абхазскому вопросу. "Решение об изменении статуса православной церкви в том или ином регионе не может приниматься в одностороннем порядке. Русская и Грузинская православные церкви ведут переговоры о положении в Абхазии",— заявил зампред отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов. Протоиерей Николай также уточнил, что в Москве "пока не получали официальной информации о принятом решении духовенства Абхазии". И. о. секретаря ОВЦС священник Игорь Якимчук вчера также подтвердил, что РПЦ "уважает канонические границы Грузинской православной церкви". Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев обратил внимание на то, что до сих пор абхазские священнослужители "могли сослужить с патриархом Московским и всея Руси именно потому, что они были клириками Грузинской православной церкви. Если произойдет раскол, они не смогут этого делать". "Вся эта ситуация похожа на детский ультиматум, когда ребенок хочет привлечь внимание родителей",— считает протодиакон Андрей.
Решение абхазского духовенства с радостью поддержали в Южной Осетии. Епископ Аланской епархии владыка Георгий (Пухаев) заявил: "Абхазия выстрадала свою независимость — как политическую, так и духовную, и абхазцы правильно сделали, что пошли на этот шаг". По его мнению владыки, "обратившись к Московскому патриархату за помощью, они оставили за собой право в случае отказа, как это произошло с нами, обратиться к третьей стороне". Речь идет о том, что Аланскую епархию, также заявившую о своем выходе из ГПЦ еще четыре года назад, признает наследницей древней Аланской церкви только Греческая Старостильная православная церковь, не поддерживающая контактов с каноническими православными церквями.