«Пальмовая ветвь» для «Белой ленты»
В Каннах победил режиссер Михаэль Ханеке
«Золотую пальмовую ветвь» 62-го Каннского кинофестиваля получил австриец Михаэль Ханеке за фильм «Белая лента». На этот раз мнение жюри совпало с мнением большинства – Ханеке был в числе фаворитов публики и его фильм уже назвали лучшим киножурналисты.
67-летний австрийский режиссер Михаэль Ханеке никогда раньше не получал главной награды Канн, хотя до этого года четырежды номинировался на «Пальмовую ветвь». Его самым шумным успехом в Каннах была «Пианистка», которая получила в 2001 году гран-при жюри и призы за лучшие главные роли, мужскую и женскую. Кстати, приз за женскую роль получила тогда Изабель Юппер, нынешний председатель жюри. Так что именно Ханеке она обязана своим вторым после 1978 года каннским призом.
Дотянуть, наконец, до главной награды, режиссер смог с черно-белой историей про маленькую деревню в северной Германии столетней давности – действие происходит накануне Первой мировой войны. Герои фильма: дети и подростки, которые поют в церковном хоре под управлением школьного учителя, и их родители. В деревне начинают происходить странные истории, жертвами которых становятся врач и несколько детей. За расследование преступлений берется сельский учитель. Неожиданно ему открывается невероятная жестокость, с которой родители обращаются со своими детьми, и эти дети и становятся главными подозреваемыми.
С «пальмовой ветвью» в руках Ханеке признался, что он редко может ответить на вопрос, счастлив ли он, но в данный момент он действительно счастлив, сообщает Reuters. Может быть не счастливы, но, по крайней мере, довольны были и те, кто съехались в Канны на последние почти две недели и без устали смотрели кино – приз получил один из их фаворитов. «Белую ленту» хвалили не только на выходе из кинозала и за столиками в кафе. Свой приз ей отдало жюри Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ).
Гран-при отправилось к французу Жаку Одияру за фильм «Пророк», которого многие считали самым вероятным победителем этого года. Лучшим режиссер жюри выбрало филиппинца Бриллианте Мендозу, который привез в Канны фильм «Кинатай» («Резня»). Оба фильма – яркие представители основной тенденции нынешнего фестиваля, а именно большого количества сцен насилия.
Призами за лучшие мужскую и женскую роль жюри утешило два других фильма из числа самых ожидаемых и самых обсуждаемых на Каннском фестивале. Хоть судьи и не оценили провокационно-издевательского «Антихриста» Ларса фон Триера, но отметили призом Шарлотту Гейнсбур, которая помогла ему воплотить на экране его бесжалостный замысел.
Другой приз получил Кристоф Вальтц, сыгравший офицера СС в переписавшем историю фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Режиссер утверждает, что без Вальтца просто не было бы фильма, так как на роль злодея, свободно говорящего на трех языках, долго не могли никого найти. Вальтц нашелся буквально за день до того, когда Тарантино собирался свернуть работу над фильмом, ведь этот персонаж был ему необходим. Хотя, конечно, вся эта история немного смахивает на кокетство режиссера.
Кстати, и эти две картины отличились в смысле жестокости. «Антихрист», наверное, вообще, стал рекордсменом по истязанием человеческого тела на экране в этом году.
Лучшим сценаристом назвали Мэй Фэн за сценарий к «Весенней лихорадке» китайского режиссера Лу Йе. Приз жюри поделили между собой британка Андреа Арнольд за драму о трудном подростке «Аквариум» и южнокорейский режиссер Чан-Вук Парк за кино о вампирах «Жажда».
Фильмы-победители 62-го Каннского кинофестиваля:
«Пророк», Франция
Режиссер: Жак Одьяр
«Пророком» насмешливо называют героя фильма его соседи по тюрьме. 19-летнего араба посадили на 6 лет, и в тюрьме он оказывается в центре разборок местных национальных группировок. Он решает «прибиться» к корсиканцам и становится «правой рукой» их главаря, пройдя через несколько жестоких испытаний. Несмотря на то, что герой выглядит чувствительным юношей, он гораздо хитрее, чем думают окружающие, и разрабатывает свой собственный план.
«Антихрист», Дания
Режиссер: Ларс фон Триер
Семейная пара тяжело переживает смерть своего двухлетнего сына. Он выпал из окна в тот момент, когда его родители занимались любовью в соседней комнате. Первое время после несчастного случая, мать находится в больнице под действием сильных успокоительных. Потом муж-психиатр забирает жену домой, побуждает отказаться от лекарств и проводит с ней постоянные сеансы терапии. Несмотря на его старания, жена проявляет признаки безумия и, чтобы восстановить душевное равновесие, пара отправляется пожить в домик в лесной глуши. Там главная героиня окончательно сходит с ума и истязает себя и мужа. Из психологической драмы фильм превращается в мистический триллер.
«Бесславные ублюдки», США
Режиссер: Квентин Тарантино
Действие происходит во время Второй мировой войны в оккупированной Франции, но это вовсе не исторический, а скорее антиисторический фильм. Немецкая еврейка бежит во Францию после того, как нацисты казнили ее семью у нее на глазах. В Париже она становится владелицей кинотеатра. В то же время где-то в Европе американский лейтенант Альдо Рейн собирает отряд американских солдат-евреев, цель которого – крайне жестоко мстить нацистам. Позднее к отряду присоединяется немецкая актриса, которая работает агентом под прикрытием и выполняет тайную миссию. Ее цель – уничтожить лидеров Третьего Рейха. Их пути встречаются в том самом кинотеатре. Владелица кинотеатра, оказывается, тоже готовит план мести.
«Кинатай» («Резня»), Франция/Филиппины
Режиссер: Бриллианте Мендоза
Фильм о студенте криминологии, который стал недавно отцом и собирается жениться на своей девушке, тоже студентке. Денег у него мало, поэтому он подрабатывает мальчиком на побегушках у местной мафии, выбивающей деньги из бизнесменов. Однажды он отправляется на «спецзадание», которое оборачивается кровавой резней с расчленением трупа. Жестокая часть фильма снята при минимальном освещении.
«Весенняя лихорадка», Китай
Режиссер: Лу Йе
Женщина нанимает частного детектива для слежки за ее мужем, у которого роман с другим мужчиной. Постепенно детектив теряет контроль над ситуацией и оказывается втянутым в любовную историю двух мужчин. Все сцены были сняты на ручную камеру втайне от китайских властей. В фильме множество групповых сексуальных сцен.
«Жажда», Южная Корея
Режиссер: Чан-Вук Парк
Главный герой – священник, который отдает всего себя работе в госпитале небольшого городка. Он отправляется добровольцем в Африку, чтобы стать подопытным в исследованиях для разработки вакцины против смертельного вируса. В ходе эксперимента главный герой умирает, но, о чудо, его возвращают к жизни с помощью переливания крови. Единственное побочное действие - он становится вампиром, хотя сам об этом не знает. Возвращение священника в родной город вызывает настоящий фурор: люди решают, что у него есть дар исцеления, и осаждают его с просьбами о помощи. В числе пришедших к нему оказывается друг детства с женой. Между ней и главным героем вспыхивает роман, причем священник к тому моменту уже понимает, кем он стал после воскресения. Он уговаривает свою любовницу бежать с ним, но она отказывается и пытается подговорить его убить ее мужа.
«Аквариум», Великобритания
Режиссер: Андреа Арнольд
Фильм о 15-летней девушке Мие, которая переживает трудный подростковый период. Она живет с матерью и младшей сестрой в многоквартирном доме на окраине Лондона и ее только что исключили из школы. Обстановка в семье и так тяжелая, а в один прекрасный день мать еще и приводит домой мужчину, с которым познакомилась на улице. Отношения дома окончательно разлаживаются.