Армия безработных
Массовые увольнения могут заставить россиян пойти в солдаты
С приходом экономических проблем у России появилась уникальная возможность покончить с призывом в армию, так как привлекательность контрактной службы по всем прикидкам должна вырасти из-за сокращений зарплат и увольнений на гражданской «службе». Однако использована эта возможность, скорее всего, не будет. Более того, новых контрактников в ближайшие годы планируется набрать меньше, чем было нанято до кризиса.
До минувшей осени контрактников в российскую армию набирали главным образом из числа солдат-срочников. По данным Минобороны, их доля в общем числе контрактников составляла 80%, и лишь 20% удавалось завербовать через военкоматы. В контрактники не шли из-за низких зарплат. Средняя зарплата в стране, по данным Росстата, минувшей осенью достигла 17,9 тыс. рублей, тогда как контрактникам предлагали начальный оклад в 8 тыс. рублей. И даже в 42-й мотострелковой дивизии в Чечне и на подводных лодках на Камчатке контрактники получали в пределах 13–15 тыс. рублей. «Мы провели несколько исследований среди молодежи призывного возраста. И всякий раз оказывалось, что люди готовы служить по контракту за зарплату на 20% выше средней по стране», – сообщил «НИ» заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода Виталий Цымбал.
В конце минувшего года соотношение было обратным. Средняя зарплата контрактника (по данным Минобороны – 11,6 тыс. рублей) была в полтора раза ниже средней по стране. Лишь в 16 регионах России средние зарплаты были ниже этой суммы, и только в пяти (Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Калмыкия и Карачаево-Черкесия) зарплаты граждан отставали от зарплат контрактников на положенные 20%. Однако начавшиеся в конце прошлого года сокращения зарплат и работников изменили ситуацию. «Если увольнения на гражданских предприятиях продолжатся, это повысит привлекательность службы по контракту. Особенно если контрактникам сохранят все те привилегии, которые они имеют сейчас, – бесплатный проезд к месту отдыха, бесплатная учеба в вузе и бесплатная квартира по истечении 10 лет службы», – говорит генерал-полковник в отставке и бывший председатель комитета Госдумы по обороне Эдуард Воробьев.
По мнению кадровиков, в армию пойдут те, кто до кризиса занимал низшие должности. «Если у человека был собственный бизнес, он, скорее всего, уйдет в близкую отрасль. Тот, кто был руководителем, опустится до уровня исполнителя. А вот рабочие и рядовые менеджеры вполне могут податься в солдаты», – прогнозирует в беседе с сотрудник одной из крупнейших российских рекрутинговых компаний Ксения Чешева. «Армейская служба привлекательна для тех, кто хочет вручить свою жизнь в руки государства. В рядах солдат окажутся те, кто не имеет специальности, а также маргиналы», – пояснила директор кадрово-консультационной компании Эльмира Давыдова. Генерал-полковник Воробьев не исключает, что в контрактники пойдет часть офицеров и прапорщиков, которых планируют уволить в ближайшие три года. Напомним, что объявленная минувшей осенью министром обороны Анатолием Сердюковым военная реформа предусматривает сокращение 160 тыс. офицеров и 80 тыс. прапорщиков. Таким образом, российская армия могла бы отказаться от призывников, которые и сейчас составляют в войсках абсолютное меньшинство.
Действительно, общая численность сотрудников российского военного ведомства (вместе с гражданским персоналом) – 1,8 млн. человек. Численность непосредственно армии – 1,13 млн. человек (к 2010 году планируется сократить до 1,1 млн.). Количество же солдат по призыву – 386 тыс. человек. Это чуть более трети армии и менее четверти от общего количества подчиненных Минобороны. Военный экономист Виталий Цымбал утверждает, что на замену всех призывников контрактниками с зарплатой на 20% выше средней по стране потребовалось бы не более 0,5% расходов бюджета. «Нецелевое использование бюджетных средств во много раз выше этой суммы. Экономика это потянет», – убежден г-н Цымбал.
В 2004–2007 годах в России действовала Федеральная целевая программа (ФЦП) по переводу на контракт частей постоянной готовности. Программа обошлась в 79 млрд. рублей, на которые были наняты 125 тыс. контрактников, в результате чего их количество достигло 204 тыс. Главным достижением военные считают переход на годичный срок службы. Призывники 2006 года служили по два года, призывники 2007-го – полтора, призывники 2008-го будут служить год. Сейчас в казармах находятся солдаты-срочники двух сроков службы: осенний призыв 2007 года, который служит полтора, и два прошлогодних призыва на год. Правозащитники говорят, что совместная служба призывников с разными сроками ухудшила и без того сложную обстановку в частях. «На мой электронный адрес приходят письма, в которых новобранцы-годичники жалуются на вымогательства и избиения», – сообщила председатель Комитета солдатских матерей Москвы Светлана Кузнецова.
Минувшим летом правительство утвердило новую ФЦП на 2009–2015 годы. На нее выделят уже 243 млрд. рублей, однако количество контрактников прирастет незначительно – на 64 тыс. Планируется лишь отказаться от призывников-сержантов (сейчас их 43 тыс.) и перевести на контракт матросов военных кораблей. Однако существенного повышения окладов контрактникам не предусмотрено. Так, в следующем году их заработки вырастут так же, как и у остальных госслужащих, – примерно на 12%. Президент Медведев в интервью трем российским телеканалам накануне нового года пообещал, что офицеры в ключевых воинских частях будут получать от 70 тыс. до 250 тыс. рублей в месяц, что сопоставимо с зарплатами военных в развитых странах мира. Источник в Минобороны разъяснил, что прибавка достанется офицерам, которые несут боевое дежурство и «другие сложные виды службы». Однако о внеплановом повышении зарплат контрактникам речь пока не идет.
Также речь не идет о возможной отмене призыва и замене всех призывников контрактниками. «Кризис мог бы стать удобным поводом для завершения перехода на контрактную армию в ближайшие два года», – выразил свое мнение политолог Дмитрий Орешкин. По его словам, денег у военных достаточно даже в рамках нынешнего бюджета Минобороны (в ближайшие три года военные получат около 5 трлн. рублей). Мешает же отмене призыва как отсутствие политической воли со стороны руководства страны, так и «огромное количество полковников и генералов возле кормушки», из-за чего «денег много, но все равно мало». По данным Минобороны, генералов в российской армии в конце минувшего года было 1107, а количество старших офицеров (214 тыс.) на 10 тыс. превышало количество солдат-контрактников. По словам ответственного секретаря Союза комитетов солдатских матерей России Валентины Мельниковой, в руководстве страны продолжается борьба между сторонниками призывной и профессиональной армий. «Генералы Генштаба стоят за призыв не на жизнь, а на смерть. Но посмотрите, как легко перешли на контрактную службу пограничники ФСБ», – отмечает в разговоре с г-жа Мельникова.