США вернулись к началу войны
Грузию в ней обвинили, но Россию не оправдали
В конгрессе и сенате США прошли слушания по недавней войне в Грузии. В ходе дебатов высокопоставленные представители госдепа и Пентагона, по сути, признали, что боевые действия начал именно Тбилиси, атаковав Южную Осетию. Тем самым Вашингтон фактически согласился с хронологией событий, на которой настаивает Россия. Впрочем, торжествовать по этому поводу Москве не следует. Американские военные и дипломаты по-прежнему считают реакцию РФ "непропорциональной" и призывают противостоять "имперским поползновениям" Кремля.
Сначала события на Кавказе обсуждали члены сенатского комитета по вооруженным силам, на заседание которого были специально приглашены заместитель главы Пентагона по политическим вопросам Эрик Эделман и помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид. Самым неожиданным стало выступление господина Эделмана. "Хотя многое остается неясным, представляется, что грузины провели в ночь на 8 августа, как им казалось, ограниченного масштаба военную операцию с целью восстановить суверенитет над Южной Осетией,— доложил он сенаторам.— Решение руководства Грузии применить силу в зоне конфликта было неразумным. Мы сожалеем, что грузинская сторона применила артиллерию и реактивные системы залпового огня в городских районах и близ расположения российских миротворцев. Мы не поддерживаем такого рода действия".
Таким образом, США впервые на столь высоком уровне признали, что первыми боевые действия в Южной Осетии начала Грузия. Ранее эту точку зрения публично высказал лишь посол США в Москве Джон Байерли, заявивший в августе: "Российские войска вполне обоснованно ответили на нападение на миротворцев РФ в Южной Осетии".
Но даже признавая факт грузинского нападения на Цхинвали, Вашингтон не отказывается от оценки действий России в ходе конфликта как "агрессивных". "США поддерживают суверенитет, независимость и территориальную целостность Грузии. Мы должны продемонстрировать России, что ее агрессивные действия не отвечают ее национальным интересам, что их не потерпят и что они не останутся без последствий",— заявил Эрик Эделман.
Еще более жаркой была дискуссия в комитете палаты представителей конгресса по иностранным делам. Во вступительном слове главы комитета Ховарда Бермана прозвучала резкая критика руководства РФ, которое "в последние несколько месяцев провоцировало президента Грузии Саакашвили чередой сомнительных юридических и военных акций". К числу этих акций конгрессмен отнес "установление Москвой официальных отношений с сепаратистским правительством в Абхазии и выдачу российских паспортов ее гражданам, а также размещение там железнодорожных войск под сомнительным предлогом". Досталось от господина Бергмана и Тбилиси: "Решение президента Саакашвили проглотить российскую наживку и решить ситуацию военным путем было чудовищной ошибкой".
Затем перед законодателями долго выступал Дэн Фрид. "Россия пыталась не прийти на помощь российским гражданам, а силой изменить границы страны с демократически избранным правительством и, если получится, скинуть это правительство" — так описал дипломат причину конфликта. Переходя к тому, каким образом США могут повлиять на Россию, помощник госсекретаря намекнул на проблемы, которые могут возникнуть у РФ в отношениях с различными международными организациями. По его словам, США и ЕС должны предпринять согласованные действия в отношении Москвы. Одной из целей таких действий, по словам Дэниела Фрида, должно быть "предотвращение попыток России провести черту по центру Европы, декларируя, что народы, находящиеся по одну сторону, принадлежат к сферам влияния Москвы, а потому не смогут вступить в великие институты Европы и стать частью трансатлантической семьи".
С таким взглядом не согласился конгрессмен-республиканец Дан Рорабахер. "Все разведывательные источники, с которыми я говорил, подтверждают, что недавние боевые действия в Грузии и в ее сепаратистских провинциях были начаты Грузией,— заявил он.—Русские правы, а мы не правы. Грузины это начали, русские этому положили конец". По мнению конгрессмена, "США умудрились сделать из России врага, толкнув ее тем самым в объятия Ирана".
После этого на Дэна Фрида посыпались вопросы о том, обладают ли США точными данными о хронологии конфликта. Он был вынужден признать, что достоверными сведениями не обладает. "Грузины считали, что русские уже были в Рокском туннеле, когда они приняли решение выступить против Цхинвали. Насколько я понимаю, грузины считали, что говорят нам правду,— осторожно ответил он.— Но я не могу сказать, будто знаю из независимых источников, что утверждения грузинской стороны являются правдой".
Итог дискуссии подвел Ховард Берман: "Я так и не могу понять, почему никто из высокопоставленных чиновников Белого дома не полетел в Москву".