Медведев обнадежил гостей с Кавказа
Багапш и Кокойты получили гарантии от России
Вчера президент Дмитрий Медведев заявил на встрече с лидерами Южной Осетии и Абхазии, приехавшими в Москву: Россия поддержит любое решение Южной Осетии и Абхазии в отношении статуса этих республик и будет служить их гарантией в мире. «Хотелось бы, чтобы вы знали, позиция России неизменна – мы поддержим любое решение, которое примут народы Южной Осетии и Абхазии...» Добавив тут же: «...В соответствии с Уставом ООН, международной конвенцией 1966 года и Хельсинкским актом о безопасности в Европе. И не только поддержим, но и будем их гарантировать как на Кавказе, так и в целом в мире».
Было заметно, что и Багапш, и Кокойты чувствовали: они внесли немалый вклад в решение проблемы, подписав в присутствии Дмитрия Медведева и главы МИД РФ Сергея Лаврова согласованный с Францией документ о принципах урегулирования. Глава России внес лирическую ноту в протокольное мероприятие: «Сегодня нам необходимо восстановить мир, не дать горю возбудить недопустимую вражду, в то же время поставить прочный заслон возможной агрессии». И напомнил: к документу – с определенными коррективами – присоединилась Грузия. Которая, как известно, вообще не захотела обсуждать новый статус Южной Осетии – ее полностью устраивает прежний.
При этом президент России не удержался от шпильки в адрес США: «Я рассчитываю на конструктивную позицию других наших партнеров, а то они только и умеют, что поставлять оружие Грузии». «Но вооружать – это не значит восстанавливать мир, – укоризненно добавил он, подчеркнув: – Надо помогать миру, а не войне».
Документ, подписанный им, Николя Саркози и лидерами кавказских республик, Медведев обозначил как промежуточную ступень в урегулировании: «Это еще не все. Необходимо подготовить абсолютно законченный, обязывающий договор о неприменении силы, который должен быть подписан сторонами конфликта при гарантиях России, Евросоюза и ОБСЕ, возможно, иные гарантии».
Сразу же после встречи в Кремле чрезвычайно ею довольные президенты Сергей Багапш и Эдуард Кокойты провели совместную пресс-конференцию, где выразили полное удовлетворение переговорами.
Заявление Медведева действительно выглядело чрезвычайно решительным. И есть одна деталь, которая придает словам российского президента особый вес. Накануне глубокой ночью в прямом эфире Би-би-си первый вице-премьер правительства Сергей Иванов решительно заявил, что о возвращении к прежнему статусу обеих республик не может быть и речи: Южная Осетия и Абхазия обречены на независимость. Экс-преемник представил ведущему ток-шоу безальтернативный вариант развития событий, высказавшись в том смысле, что иначе не может быть, потому что это исключено.
Выступление Иванова в эфире английской радиостанции носит знаковый характер. В отечественной политической культуре уже сложилась традиция, в соответствии с которой лидеры страны самые важные заявления делают в присутствии преимущественно зарубежных журналистов. Именно поэтому прозвучавшее на следующий день заявление Дмитрия Медведева выглядело вовсе не комплиментом пострадавшей в военном конфликте стороне, а фиксацией определенного курса, обозначенного российским руководством.
Таким образом, в ближайшее время можно ожидать развития событий в отношении определения обновленного статуса двух республик. Однако произойдет ли дальнейшее их сближение с Россией? Если их руководство обратится с просьбой о присоединении – в действие вступит закон, о котором «НГ» писала ранее (№ 168 от 12 августа). Однако эксперты не склонны рассматривать всерьез такой вариант. Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко отмечает – в частности, в связи с выступлением Сергея Иванова: «Во-первых, эти республики уже давным-давно не в составе Грузии. Это просто констатация факта, и быть для этого Сергеем Борисовичем Ивановым совершенно необязательно. Все знают – грузинское время кончилось. Еще весной говорили, что можно поделить Абхазию, но сегодня ясно: никогда абхазы не будут в составе Грузии. У меня там дед жил: они шесть или семь раз поднимались против грузин – это при Советской-то власти! Так что не удивил нас Иванов». Лет через десять, когда Абхазия будет полностью независимой, добавил политолог, она «пошлет Россию за милую душу, в конечном счете, если не будет другой войны».
Между тем, напомнил эксперт, заявление Медведева совсем не так категорично, как кажется на первый взгляд: «Предложение главы государства состоит из двух частей. Во второй – важная оговорка-ссылка на ООН и Хельсинкские соглашения. А устав ООН, к примеру, как Коран: как хочешь, так и трактуй его. В результате получается нечто вроде «Казнить нельзя помиловать».