Китаю достались полмедведя и дракон
Москва и Пекин полностью решили территориальные споры

Россия и Китай подписали вчера протокол, который разрешил территориальный вопрос между двумя странами. Документ окончательно определил российско-китайскую границу и обозначил принадлежность спорных островов Большой Уссурийский и Тарабаров на реке Амур, а также острова Большой на реке Аргунь. Общая территория в 375 кв. км делится пополам «в соответствии с принципами взаимопонимания и взаимной уступчивости, взаимоприемлемости и сбалансированности, равноправия сторон», гласит договор. Остров Большой на Аргуни переходит к России, Тарабаров - к Китаю, а Большой Уссурийский делится между странами примерно пополам.
«Все это подтверждает, что любые вопросы, даже самые сложные, поддаются решению, если искать взаимоприемлемые договоренности на основе равноправия и взаимного уважения» - так вчера прокомментировал подписание договора о демаркации границы глава российского МИДа Сергей Лавров. По словам дипломата, теперь государственная граница на всем ее протяжении полностью и окончательно демаркирована.
На встрече с председателем КНР Ху Цзиньтао Лавров добавил: «Президент России Дмитрий Медведев попросил меня специально передать вам, что развитие и углубление стратегического партнерства и взаимодействия с Китаем остается нашим внешнеполитическим приоритетом. Это с особой силой подчеркнуто в новой редакции концепции внешней политики России, которую не так давно президент Медведев одобрил».
Китайский ответ на комплимент Лаврова озвучил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Он заявил, что отношения Китая и России развиваются по всем направлениям и визит Лаврова как никогда кстати.
Местные власти - против, федеральные - за
Острова Большой Уссурийский и Тарабаров, расположенные в месте слияния рек Амура и Уссури недалеко от Хабаровска, были заняты советскими войсками в 1930-х годах. Однако Китай никогда официально не признавал российского статуса этих территорий. В 1964 году власти молодой КНР впервые предъявили свои претензии к островам.
В октябре 2004 года тогдашний президент России Владимир Путин подписал с Китаем дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе и ее восточной части. Этот шаг Кремля вызвал крайнее неодобрение среди многих россиян. Так, депутаты Хабаровской краевой думы направили в российский парламент официальное обращение, которое призывало Думу и Совет федерации не ратифицировать этот документ. Обращение основывалось на опасениях ряда российских политиков, что, отдав спорные острова, Россия потеряет важнейшие стратегические точки на Дальнем Востоке.
Дело в том, что на острове Большой Уссурийский был расположен российский укрепрайон, который должен был удерживать наступление возможного противника на территорию России в течение 45 минут. Кроме того, над островом Тарабаров проходит траектория взлета военной техники 11-й армии ВВС РФ, а также гражданских самолетов, вылетающих из Хабаровска. В 2004 году ущерб от пересмотра границ оценивался в $3 млрд.
Впрочем, эти опасения не помешали Думе и Совету федерации ратифицировать соглашение о границах 20 и 25 мая 2005 года соответственно. Китайская сторона ратифицировала документ 27 апреля. Сторонники соглашения в России, например, председатель Комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев, говорили о том, что оно будет крайне полезно для страны, поскольку снизит риск конфликтов на почве территориальных споров.
Сразу после ратификации укрепрайон на Большом Уссурийском начали демонтировать. В спорных районах началась работа топографических экспертов (по восемь человек с российской и китайской стороны), которые должны были определить новые границы. 16 июля 2005 года исследование было завершено. Протокол о завершении топографической съемки островов Большой, Большой Уссурийский и Тарабаров был подписан в городе Хух-Хото, административном центре китайского автономного района Внутренняя Монголия.
Теперь остров Тарабаров станет называться "Иньлундао", что означает "остров Серебряного Дракона" по-китайски. Западная половина Большого Уссурийского, в свою очередь, получит китайское название "Хэйсяцзыдао" - "остров Черного Медведя".
Кстати, КНР тоже оказалась разделена в вопросе о демаркации границ. Так, в 2005 году китайские СМИ, и прежде всего более свободная пресса Гонконга и Тайваня, обрушилась на руководство страны с критикой. Она состояла в том, что заключением этого договора КНР отказывается от своих претензий на территории «внешней Манчжурии», которая находится к северу от Большого Уссурийского.
Атакующих сдержим
Зампред думского комитета по международным делам единоросс Андрей Климов заявил корреспонденту «Газеты», что урегулирование пограничных рубежей является частью плана по пограничному размежеванию между Россией и Китаем в соответствии с ратифицированным нижней палатой соглашением в 2005 году. «Лучше раз и навсегда урегулировать все пограничные проблемы и заключить мирный договор, чем оставлять нерешенными межгосударственные вопросы, - отметил он. - Что же касается финансовых затрат, то наши экономисты их просчитывали и раньше и были готовы к таким растратам. Если же говорить об этих островах как о стратегических объектах, сдерживающих наступление возможного врага, то сейчас это просто неактуально. С учетом технических возможностей армий многих стран есть другие и более эффективные способы сдерживания атакующих». Депутат отметил, что способ передачи спорных территорий Китаю не может быть повторен при урегулировании территориальных споров с Японией. Ведь официальный Токио, отмечает Климов, сперва хочет получить острова, а уже затем подписать мирный договор, в чем Москва, естественно, не заинтересована.
Член комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии единоросс Александр Ищенко добавляет, что, хотя сумма затрат, по данным разных экспертов, на передачу островов составит $3 млрд, экономические выгоды от сотрудничества принесут России гораздо большую прибыль. «Все наши долгосрочные проекты, такие как "Сахалин-1" или "Сахалин-2", связаны с Китаем. Да и отношения с Пекином у Москвы куда более прогрессивные, чем с тем же Евросоюзом. Я считаю, что наша страна должна не бояться идти на территориальные уступки, если они приносят столь ощутимую экономическую пользу», - заявил Ищенко корреспонденту "Газеты".
Президент института стратегических оценок Александр Коновалов также одобряет передачу двух островов Китаю и полагает, что теперь две страны должны лишь договориться между собой о неразмещении военных объектов на этих территориях и разрешить судьбу дачников. «Так как гипотетически с острова Большой Уссурийский можно обстрелять Хабаровск, то нужно прописать в соглашении, что на этом острове не будет устанавливаться военная техника, - считает он. - Также дипломаты должны между собой решить и проблемы местных жителей, имеющих огородные участки на большем из островов. Ведь на нем находится и православный храм. Хотелось, чтобы он также был сохранен и функционировал. Независимо от того, на территории какой страны он будет находиться».
Зампред думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству коммунист Виктор Илюхин - один из тех, кто голосовал против передачи двух спорных островов Китаю еще в 2005 году. Он и сейчас считает, что отдать территории без какого-либо вознаграждения - слишком поспешное и легкое решение. «Советский Союз 40 лет спорил о принадлежности этих территорий и не передавал их Китаю. Путин же пошел по самому простому пути. Отдав эти территории даром, ничего не получив взамен. Кроме того, мы опасаемся, что из-за часто меняющегося русла реки Амур китайцы рано или поздно могут вообще запретить россиянам сплавляться по общей реке», - сказал корреспонденту «Газеты» Илюхин.
Прочнее границы - проще визы
Вчера после подписания протокола Лавров объявил о переговорах между Россией и Китаем о новых визовых послаблениях. «Ведутся переговоры по соглашению, которое будет обеспечивать расширение категории лиц, пользующихся правом на безвизовые поездки, включая владельцев дипломатических и служебных паспортов, а также представителей деловых кругов», - заявил глава МИДа на итоговой пресс-конференции.
Кроме того, российский дипломат пожелал Китаю удачи на грядущих в августе Олимпийских играх, который пройдут в Пекине. Лавров добавил, что премьер-министр Владимир Путин, который за время своего президентства зарекомендовал себя как большой друг Китая, обязательно приедет на церемонию открытия Игр.
Какие территории вы бы еще отдали?
АНДРЕЙ КОЗЫРЕВ, министр иностранных дел России в 1991-1996 годах:
- Никакие бы не отдал. Да мы и эти земли Китаю не отдавали - это просто нормальное урегулирование границ между нашими странами, а не какая-то отдача территорий. Мы все правильно сделали, и я это полностью поддерживаю.
А что касается так называемых северных территорий, это просто бесполезный разговор. Как раз сейчас вопрос урегулировать невозможно. Более того, я думаю, что в ближайшее время никаких перспектив урегулирования территориального вопроса между Россией и Японией не будет.
ГЕННАДИЙ ЛЫСЕНКО, мэр Дальнегорска в 2001-2006 годах:
- Я бы никакие земли не отдал, в том числе и те, которые сейчас Китаю передали. А зачем, интересно, свои территории раздавать? Что, у нас их так много?
Да, некоторые говорят, что зато отношения между Россией и Китаем будут стабильными. Но, по-моему, это равносильно тому, когда кто-то идет по улице, а ему говорят: "Если отдашь кошелек, то не получишь в морду". Он отдал кошелек, в морду не получил - и отношения хорошие. Вот у нас кто-то так и рассуждает.
Я уверен, что границу нельзя шевелить и трогать, потому что все уже давно устоялось. Стоит тронуть только один раз - и у других могут появиться такие желания. Почему тогда мы не отдаем земли японцам? Чем они хуже китайцев? А ведь это именно японские острова. Если мы отдаем Китаю свои территории, так и Японии отдайте острова! А еще отдайте Калининград и многое другое. У китайцев завтра появятся новые аппетиты, и они захотят еще, ведь у них намного больше людей.
Конечно, когда едешь по нашей территории, то видишь только одну брошенную пустыню, а у китайцев практически с дороги сойти нельзя, потому что все засажено рисом. Естественно, когда они едут к нам в Уссурийск и Владивосток и смотрят на наши брошенные земли, то у них сердце кровью обливается. Если нам земля не нужна, то, может, нам ее вообще лучше всю отдать? В Уссурийске и так половина русских, а половина китайцев, и попробуй их оттуда выгони. Да они просто войну начнут!
Такая экспансия продуманно делается правительством Китая. Они и без оружия землю захватывают. И правильно делают, раз она нам не нужна.
ВЕРА ГЛАГОЛЕВА, актриса:
- Я бы Китаю никакие не отдала. Мы знаем, что у них постоянно какие-то проблемы. Это, наверное, связано с тем, что и страна очень многонаселена, и за чистотой рек, лесов и озер они не очень-то следят. Там часто происходят экологические катастрофы. А вот японцам территории можно отдать, потому что они в отношении экологии на недосягаемой высоте.
МИХАИЛ МЕЙЕР, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова:
- Я с большим удивлением узнал, что мы снова что-то отдаем. Но все дело в том, что реки Амур и Уссури настолько сложны в своем течении, что, может быть, опять что-то обмелеет и нам придется заново пересматривать нынешнюю границу между нашими странами. Так что я не удивлюсь, если мы снова отдадим какую-то часть острова Черного Медведя и тому подобное.
Но все это не кажется мне принципиальным, потому что река регулярно меняет течение, а от этого и зависит наше отношение к данному вопросу. Лично я смотрю на это достаточно спокойно.
Что касается того, что "своей земли не отдадим ни пяди", так это по большому счету и не была наша земля. Вот когда река снова что-то намоет, тогда и земля будет наша. А если размоет, то не наша. Что тут поделаешь.