Черчесов и бояре
И все-таки массовое российское сознание - понятие предельно консервативное и стереотипное. На протяжении веков во всех своих бедах Россия обвиняла царя и особо приближенного к нему боярина. А когда монархию у нас сменил развитой социализм и недоразвитый коммунизм, на орехи доставалось генсекам и председателям Совета министров. В последнее же время на роль крайнего сознанием был определен в основном всем известный глава энергетической монополии.
Все эти штампы быстро всплыли, когда жесточайший кризис настиг "Спартак", который еще раз доказал, что является народной командой - хотя бы в ее восприятии. Массовое сознание, судя по последним откликам болельщиков и публикациям журналистов, пробежалось галопом по Европам и на скорую руку поставило диагноз: во всем виноват царь-хозяин Федун и первый боярин-менеджер Шавло. Ну а тренер Черчесов был определен чуть ли не в жертвы режима и собранием из сотни болельщиков, окруживших его у стен Лужников после увлекательного матча с ЦСКА (1:5), благословлен на дальнейшие ратные подвиги.
И все-таки позвольте мне с этой стереотипно-лубочной картиной категорически не согласиться! Я прекрасно помню тот "Спартак", который не так давно достался Черчесову от Владимира Федотова. И от "Спартака" нынешнего - унылого, легионерски-ремесленнического, без проблеска игровой и тренерской мысли - он отличается, как небо от земли.
Ау, российское сознание, ты еще не забыло федотовский "Спартак"? Эту несколько анархичную, недисциплинированную, но все же самую веселую и, на мой взгляд, перспективную команду России тех лет? В ней на подходе был весь цвет родной, красно-белой, молодежи - от Шишкина до Дзюбы, от Кудряшова до Сабитова, от Иванова до Прудникова. Этой команде, которая напоминала ярцевско-мальчишеский "Спартак" двенадцатилетней давности, хотелось сопереживать, с ней хотелось расти. Она часто падала, но каждый раз вставала и в ряде матчей начинала симпатично бежать.
Но вот пришел Станислав Черчесов. Достал из нафталина Моцартов и поместил в этот нафталин Сабитовых. Параллельно подкрутил гайки и на федотовских дрожжах доехал до серебряных медалей. А затем началась самостоятельная работа - и, как показала жизнь, погружение в пучину.
"Спартак" образца нынешнего сезона - самая антивеселая команда чемпионата. Даже ее домашние победы - например, над "Томью" с десятком голевых сибирских моментов и над "Шинником" с десятком судейских ошибок - получались натужными, если не сказать позорными. При Черчесове сдали не только Прудниковы и Дзюбы, но и среднее возрастное звено. Например, вечно спящий в клубе гигант Павлюченко или Быстров, превратившийся из урагана бровки в издерганного, нервного юношу с питерской окраины.
Но самое любопытное, что стремительно регрессировали даже те, на кого новый тренер делал ставку. Легионеры. О Моцарте, которому под заголовком "Реквием Моцарта" я посвятил одну из предыдущих своих колонок, в последнее время сказано много - и повторяться не хочется. Но ведь из этих деградирующих, утомленных миллионами легионеров ныне состоит весь "Спартак".
Вы помните прежнего Ковача? Этого короля отбора, который еще год назад мог конкурировать с главной и самой злой "собакой" (так на футбольном сленге называют опорных полузащитников) чемпионата Тимощуком? Сегодня Ковач - "собака" добрая, нецепная, ни у кого кость не выхватывающая.
Вы помните прежнего Штранцля? Этого короля воздуха, которого в матче с ЦСКА при одном из голов перепрыгнул даже паж игры головой Красич? Или прежнего Плетикосу? Еще год назад, уверяю вас, пять голов в одном матче ему не забила бы и сборная Бразилии. И все это - лучшие легионеры "Спартака". Что уж говорить о худших...
Нет сомнения, что Федун и Шавло, как руководители клуба, имеют к этой деградации отношение. Однако их диктата в клубе не было, состав на игру ими не диктовался, указов по замене своих молодых на чужих старых не издавалось. Все игровые вопросы, как это и принято в профессиональных клубах, были отданы на откуп тренерскому штабу. Более того, все приобретения (и, кстати говоря, весьма эффективные - например, Веллитона и в меньшей степени Фати и Майданы) делались в плотном контакте с тренером.
Нынешний тренер "Спартака" всегда был сильным человеком, совершавшим только мужские поступки. Вот и после матча с ЦСКА он вышел к болельщикам. Но не пора ли, Станислав Саламович, выйти и к своим игрокам? Не пора ли начать по-серьезному, по-мужски разбираться с этой командой - навести в ней порядок, отделить зерна от плевел, убрать равнодушных, а не Титова? И не пора ли перестать мучить массовое сознание?