Тысяча и одно противоречие Илюмжинова
Гражданское противостояние в Республике Калмыки достигло апогея
У меня есть друг, золотые руки и доброе сердце которого могли бы принести немало пользы. Но вот парадокс: за что бы он ни брался – все приводило к непредсказуемым результатам. Так, однажды он решил построить собачью конуру. Был куплен отборный брус, залит фундамент, выпилен резной наличник. Масштабы строительства впечатлили не только заезжих гостей, но и кавказскую овчарку, ради которой все и затевалось. Собачий коттедж так и остался недостроенным. Архитектор быстро потерял интерес к своему творению, а пес просто-напросто побаивался циклопического сооружения и предпочитал спать в собственнолапно вырытой норе под крыльцом.
Вспоминая своего товарища с его милыми закидонами, мне становится до боли знакомой и близкой личность главы Республики Калмыкия Кирсана Николаевича Илюмжинова, 15-летие правления которого было отпраздновано на минувших выходных в Элисте.
Прагматичный романтик
Кирсан Илюмжинов запомнился нам не только как президент ФИДЕ. Он еще руководил хоть маленькой, но, тем не менее, самой настоящей республикой, со своей славной историей, удивительной культурой, полезными ископаемыми… Злые языки поговаривают, что именно на последних Кирсан Николаевич сколотил фантастическое по степным меркам состояния и более уже не нуждается в услугах своего народа. Возможно, не без этого, но как хорошо начиналось: строительство международного аэропорта, ветроэнергоустановок, морского порта, космодрома и даже… горнолыжного курорта. В свое время молодой амбициозный политик казался мессией, способным сплотить вокруг себя 300-тысячный народ, и действительно, как он и обещал, построить коммунизм не только в отдельно взятой семье Илюмжиновых.
В сухом остатке получилось следующее. Самолеты в Элисту почему-то не летают, ветряки работали лишь для телекамер, про бездотационный бюджет и степные горнолыжные курорты с космодромами лучше вообще промолчать. Производство основных видов продукции в РК упало в разы. Нефть с 445 тыс.т. - до 170,6, газ с 210 - до 66,3 млн.куб.м., мясо с - 25.8 до 0,849 , молочная продукция с 20,9 - до 0,097 т. (с 1990 г. по 2007 г. соответственно) И так далее, как говорится, по всем пунктам. Республика оказалась на грани банкротства.
Ко всему прочему в стане Илюмжинова произошел серьезный раскол, наиболее ярко выразившийся в противостоянии с мэром столицы РК Радием Буруловым. Последний давно был бы посажен еще 2006 году, когда его кандидатуру при прежнем руководителе ЮФО Дмитрии Козаке внесли список возможных «сменщиков» главы республики - ежели бы было за что.
Можно, но нельзя
19 апреля в Элисте прошел митинг, организованный оппозицией действующему главе республики. Выразить свое недовольство курсом Илюмжинова собрались непримиримые в иных случаях люди. Среди, как минимум, двух тысяч митингующих оказались и представители «Единой России», и «справедливороссы», и «Партия зеленых», и местные общественные организации.
Официально разрешенное мероприятие оказалось, как выразился сам Илюмжинов, неприятной для него неожиданностью. Утром 12 апреля Кирсан Николаевич собрал сотрудников муниципалитета, учителей школ, детских садов, в общем, подотчетных ему бюджетников:
- Я позвонил Александру Федоровичу (Ермошенко, и.о. мэра Элисты – Б. Г.) и говорю: там че-то митинг собирается, что ли? Потому что никаких там указаний, поручений не было. /…/ Хочу, чтобы вы услышали из первых уст: никаких таких просьб не было к администрации города, к министерству образования, здравоохранения…
Смысл этого собрания заключался в следующем: митинговать никто не разрешал, а вообще-то лучше ехать на дачу или в степь – собирать тюльпаны…
То, что произошло после вступительной речи Илюмжинова, местные аналитики потом называли явлением беспрецедентным. Не самые последние люди республики вышли на трибуну и сказали по-совести.
Дмитрий Довгополов, зам. мэра Элисты по социальным вопросам:
- Каждый день мы видим, как с вокзала уезжают люди в Москву и Санкт-Петербург. Это видно и по числу фирм, которые занимаются междугородними перевозками. /…/ Выпускники наших образовательных учреждений назад не возвращаются! Родители, уезжая на заработки, волей-неволей разрушают семьи. Еще лет пять такого массового исхода нашего населения, и уже вывозить за пределы Калмыкии будет некого.
Анжелика Гурская, советник мэра Элисты по работе со СМИ:
- В январе, после того, как мэр Элисты выступил с заявлением о недопустимости вмешательства главы РК в деятельность органов местного самоуправления, на местном телевидении без объяснения причин была закрыта еженедельная передача «На городской волне». Почему?
Александр Ермошенко, и.о. мэра Элисты:
- На сегодняшний день у нас в мэрии, пожалуй, не осталось ни одного кабинета, где бы не проводился обыск. Заходят, изымают всю документацию, проводят обыски. Сейчас в мэрии не осталось ни одного руководителя, которого не вызывали бы на допросы. Некоторые работники муниципалитета под таким давлением вынуждены были уволиться со своих должностей. Идет преследование депутатов Элистинского городского собрания. Когда они единодушно поддержали мэра, их начали по одному приглашать и уговаривать, а потом давить, им не дают нормально вести работу. Идет преследование их родственников.
Эти слова Кирсан Илюмжинов слушал с невозмутимостью Будды, но чувствовалось, что происходящее для него – мягко говоря, неожиданность. На просьбы выйти к людям на митинг глава республики сослался на рабочий график, всех поблагодарил за поздравления (именно так!) и «уехал в район».
На прощание Илюмжинов, оставшись наедине с Ермошенко (не совсем наедине – есть свидетели) заявил: «Завтра мы заведем на тебя уголовное дело».
После такого, с позволения сказать, совещания я ожидал на центральной площади Элисты всего, что угодно. Калмыцкие коллеги предупреждали: «Будь рядом, мы должны тебя видеть…» И у них были причины волноваться: еще не стерлись из памяти события сентября 2004 года, когда на диалог с народом вышел ОМОН…
Однако митинг оппозиции прошел без эксцессов. Возможно, во многом потому, что на нем присутствовала специальная парламентская делегация депутатов Госдумы Российской Федерации. Андрей Андреев, Олег Шеин, Алефтина Апарина приехали по поручению руководства российского парламента, озабоченного катастрофическим развитием ситуации в Калмыкии. По словам депутатов, собравших в Элисте пресс-конференцию для журналистов, они впервые увидели столь «сложное положение на местах», равного которому нет ни в одном регионе страны. О результатах своей поездки, как сообщили народные избранники, они планируют доложить руководству страны и Государственной Думы. В ближайших планах депутатов – создание специальной комиссии по Калмыкии при российском парламенте, в которую войдут помимо депутатов ГД члены Общественной палаты страны, эксперты, представители общественных организаций.
Весьма показательно, что на пресс-конференции депутатов Госдумы в Элисте присутствовали лишь журналисты, приехавшие из Москвы – специальные корреспонденты «Российской газеты», «Трибуны», «Независимой газеты» и других изданий, но не было ни одного представителя республиканской прессы, кроме «Элистинской панорамы». Как объяснили мне потом местные коллеги, они не пришли потому, что «не хотели потерять работу»
Хороший человек как профессия
Среди моих друзей есть однокурсники Илюмжинова еще по МГИМО. Ни один из них не скажет в адрес Кирсана худого слова. Точнее, на каждое критическое замечание будет: «Да, но он хороший человек». «Хороший человек», как известно, не профессия. Кирсана Илюмжинова любили (не хотел бы говорить в прошедшем времени) его соплеменники, на него возлагали самые сокровенные надежды и с ним связывали будущее Калмыкии. Сейчас кредит доверия, похоже, вышел. Яростное фантазерство Кирсана Николаевича оставило после себя разруху. Я видел единственный оставшийся в живых ветрогенератор, не давший электричества даже для одной лампочки; газогенераторные станции, на которые, как оказалось, не хватило газа; закопанные в буквальном смысле слова федеральные миллионы предприятия «Ики-бурульский водопровод»…
На одном из подобных «объектов» первый секретарь Калмыцкого Республиканского Комитета КПРФ Николай Нуров мне сказал:
- Ну, зачем же все рушить? Отдали бы олигархам, все лучше!
…Мы стояли у развалин единственной в Калмыкии птицефабрики. Она давала самое дешевое в стране яйцо, которое возили вплоть до Воркуты. Сейчас куриные яйца в Калмыкию завозят из других регионов. Из этой фабрики Илюмжинов хотел сделать нечто лучшее, для чего поменяли руководство, взяли под фабрику кредит.
- У меня работали 700 человек, пять автобусов сюда ходило из Элисты, - качает головой бывший директор птицефабрики Сергей Дорджиев. – Потом приехал Илюмжинов с Руцким, говорят, Краснодар за пояс заткнем, землю на 80 см пахать будем. Я заметил, что плугов таких – на 80 см – еще не придумали, но куда там…
…Мы стояли в степи: пожилой хозяйственник, не знающий, как осуществить смелые идеи нового руководства; коммунист, готовый сотрудничать с капиталистами, и пяток репортеров, пытающихся выстроить логическую цепь от космических идей до разрушенных стен предприятий.
P.S. После описанных событий, 14 апреля, в редакцию ежедневной муниципальной газеты «Элистинская панорама» позвонил один из мастеров типографии «Джангар» и предупредил: «сверху» поступило указание не принимать газету в печать.
Когда главный редактор «ЭП» Борис Бастаев связался с генеральным директором типографии, тот пояснил: редакция имеет перед типографией долги прошлых лет. Факт, что редакция своевременно оплачивает эту задолженность согласно графика, утвержденного мировым соглашением, директор типографии Г. Лиджеев не принял в качестве аргумента.
Аргументы, по всей видимости, другие: события «горячих» выходных в Элисте должны как можно быстрее забыться.