Сербия зажигает
Москва предпочитает осторожные оценки взрывоопасной ситуации на Балканах
Вчера в Косово произошли самые серьезные столкновения с момента провозглашения независимости края. В стычках сербов с полицейскими ООН и солдатами КФОР в городе Косовска-Митровица пострадали более ста человек. Усиление напряженности совпало с началом предвыборной кампании в Сербии, власти которой не признали независимость края, объявленную в одностороннем порядке албанскими властями в Приштине 17 февраля. Как стало известно «НГ», Миссия ООН может ограничить поездки в Косово белградских политиков. Москва вновь призвала к диалогу между Белградом и Приштиной, однако шансов на его возобновление практически нет.
Беспорядки на севере Косово вспыхнули после штурма здания суда ООН в Митровице, предпринятого подразделениями полиции ООН и военнослужащими миротворческих сил КФОР. Это здание было захвачено 15 марта группой юристов-сербов, работавших там до 1999 года, то есть до перехода Косово под контроль ООН и НАТО. Бунтовщики, требовавшие возвращения объекта, в течение нескольких дней отказывались покинуть помещения, несмотря на предупреждение о том, что будут вытеснены оттуда и привлечены к суду. Приказ выдворить протестующих полиция получила еще в пятницу, однако выполнить его решила лишь вчера.
На рассвете международные силы взяли здание под контроль, сняли с него сербские флаги, вывешенные бунтовщиками, и арестовали всех участников акции. Вскоре после этого полицейские, задействованные в операции, были блокированы сербами, подоспевшими на выручку собратьям. Судя по сообщениям с места события, недовольные забрасывали полицейских и военнослужащих камнями и бутылками с зажигательной смесью, поджигали автомобили. Им удалось освободить около 20 арестованных. Силы правопорядка применили слезоточивый газ. Один из освобожденных Миленко Станич рассказал позднее, что полицейские ворвались в здание около 5.30 утра и повязали всех находившихся там, отказавшись разговаривать с ними и отобрав мобильные телефоны.
Вчера же в Митровице прогремел взрыв, в результате которого получили ранения несколько полицейских ООН и солдат КФОР. Всего в результате событий понедельника ранены не менее 23 польских и 13 украинских полицейских, 8 французских солдат и несколько десятков сербов. По сообщениям из местной больницы, там приняли около семидесяти пострадавших. Состояние 15 из них оценивается как тяжелое, передает радиостанция B-92. В основном речь идет об отравлениях слезоточивым газом и травмах, но есть и два человека с огнестрельными ранениями.
Один из лидеров косовских сербов Милан Иванович обвинил полицию ООН и КФОР в непропорциональном применении силы. Он подчеркнул, что при аресте юристы не оказывали сопротивления. Судья Милан Бигович заявил, что юристы-сербы намеревались остаться в захваченных помещениях вплоть до достижения договоренности с Миссией ООН о возвращении на работу. До перехода Косово под контроль ООН в этом здании трудилось около 200 сербов. Затем им пришлось переместиться в частные здания.
Пресс-секретарь Миссии ООН в Косово Александр Иванько заявил «НГ», что международная полиция покинула северную часть Митровицы (населенную в основном сербами) и ситуацию под контроль там взяли подразделения КФОР. Они же контролируют и здание суда. На вопрос «НГ», наложит ли Миссия ограничения на посещения края политиками из Белграда в предвыборный период, Иванько ответил: «Каждый запрос будет рассматриваться отдельно. Ограничения и отказы возможны, если мы сочтем, что такие визиты способны дестабилизировать ситуацию».
Итак, речь идет о самых мощных столкновениях в Косово с момента провозглашения независимости. В последнее время митинги сербов, протестующих против односторонних действий приштинских властей, становились все менее масштабными, а число атак против объектов ООН и КФОР шло на убыть. Однако теперь тенденция может измениться.
Новый всплеск эмоций совпал по времени с началом предвыборной кампании в Сербии, где на днях пало правительство. Провозглашение независимости Косово определило окончательную судьбу кабинета, и без того ослабленного противоречиями между участниками коалиции. Досрочные парламентские выборы пройдут 11 мая. Ни одной партии скорее всего не удастся набрать необходимое большинство голосов и правительство вновь будет коалиционным.
Главный вопрос в том, какая коалиция ожидает Сербию – демократическая или националистическая. Свою роль здесь вновь способен сыграть премьер-министр и лидер Демократической партии Сербии Воислав Коштуница. Не исключено, что он покинет «демократический лагерь» и перейдет на сторону Сербской радикальной партии, значительно усилившей свои позиции. Возможный приход к власти националистического правительства грозит Белграду новой изоляцией со стороны Запада.
Напряженная предвыборная борьба сказывается на атмосфере в Косово, учитывая, что белградские политики делают серьезную ставку на голоса местных сербов. По мнению многих наблюдателей, именно сигналы из Белграда побуждают косовских сербов к противостоянию с силами международного присутствия. События вокруг здания суда ООН скорее всего связаны с предвыборной ситуацией. В любом случае за те девять лет, что Косово находится под контролем ООН и НАТО, никто из изгнанных юристов не пытался захватить здание.
Западные страны постараются минимизировать значение последних событий. Между тем уже ясно, что усиление напряженности осложняет задачу развертывания на месте Миссии Евросоюза, которая намерена – в обход Совета Безопасности ООН – перенять контрольные функции у ооновской администрации. ЕС может оказаться неспособным установить контроль на всей территории Косово по истечении 120-дневного переходного периода.
Москва выступила с весьма сдержанной оценкой происшедшего в Митровице. «Нарастание напряженности – прямое следствие одностороннего провозглашения независимости Приштиной и неприятия этого нелегитимного шага сербами», – говорится в сообщении МИД РФ. На Смоленской-Сенной считают, что силы международного присутствия «должны проявлять сдержанность и действовать строго по своему мандату, определенному резолюцией 1244 СБ ООН». Очевидно, однако, что нормализовать ситуацию может только возвращение косовского процесса в международно-правовые рамки с целью нахождения взаимоприемлемого решения на основе диалога между Белградом и Приштиной, считают в Москве.
Впрочем, вероятность того, что Запад согласится на возобновление диалога между Белградом и Приштиной по статусу Косово, равна нулю. США, Великобритания, Германия и Франция – основные спонсоры балканского урегулирования – уже признали независимость Косово и не собираются менять свое решение.