Две Армении для одной России
В Армении выбирают президента и дальнейший путь развития
Завтра в Армении пройдут президентские выборы. Основная борьба развернется между двумя кандидатами - действующим премьером Сержем Саркисяном и первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном. Оба кандидата использовали в своих предвыборных кампаниях российский фактор.
"Максимум разгонят всех водометами"
Накануне выборов Ереван выглядит притихшим и как будто испуганным. Всюду с уличных баннеров смотрят лица премьера Сержа Саркисяна, кандидата от власти, так и не ушедшего в отставку на время выборов. Кое-где встречаются рекламные щиты с лидером партии "Правовая страна" Артуром Багдасаряном, который, по данным социологов, входит в первую тройку кандидатов. Портретов того, кто в этой тройке идет то ли вторым, то ли первым, на улице не найти. Первый президент Армении и главный оппозиционный кандидат Левон Тер-Петросян не участвует в теледебатах, потому что их нет, не занимает рекламные площади на улицах, потому что все уже занято его главным соперником, и мало появляется в телеэфире. "Мы отказались от уличной рекламы, потому что все, на что мы могли рассчитывать,- это 10-15 баннеров по всей Армении, тогда как баннеры с Саркисяном на каждом шагу,- рассказывает помощник кандидата Тер-Петросяна Арман Мусенян.- Это означало подыграть им и показать, как демократично у нас проходит предвыборная агитация. В регионах телевидению запрещено давать любую политическую рекламу, даже Сержа Саркисяна, потому что тогда им придется дать эфир и Тер-Петросяну, а именно этого они боятся. Зато во всех информационных программах рассказывают про "хорошего" премьера Саркисяна и про "плохого" кандидата Тер-Петросяна".
Исходя из предоставленных ему возможностей, кандидат Тер-Петросян проводит митинги, а его соратники ходят по домам и раздают наглядную агитацию - DVD, брошюры и книги. Таксисты агитируют пассажиров голосовать за Левона Тер-Петросяна не только вербально, но и визуально: на некоторых такси в городе появились надписи "Левон" и флаги Армении.
Чем больше этому кандидату чинят препятствий, тем больше к нему доверия со стороны протестного электората. Протестный электорат - это все, кто живет за чертой бедности. То есть примерно половина населения. А еще есть такие, у кого отобрали бизнес или посадили родных за оппозиционную борьбу. Все они ненавидят власть и готовы выбрать любого, кто способен избавить их от этой власти. Таким человеком и считается Левон Тер-Петросян, первый президент, сделавший в свое время премьером Роберта Кочаряна, а теперь заявляющий, что это была ошибка и он готов ее исправить.
Есть, правда, другая половина армянского общества, которая живет лучше первой. Она считает, что неизвестность, которую несет кандидат Тер-Петросян, хуже, чем сохранение нынешнего курса. Эта часть менее радикальна, а значит, менее активна. Поэтому кандидата Тер-Петросяна боятся. Это видно по тому, как о нем говорят в местном телеэфире, который подконтролен государству. Вот кандидату посвящен целый ролик -- голодные 90-е. Темный, замерзший Ереван. Измученные лица. Кадры военной хроники из Карабаха. Война, блокада, разруха - и все это ассоциируется с Тер-Петросяном. Про то, что первый президент Армении боролся с советским режимом и победил, добившись независимости Армении,- в ролике ни слова. Как и про то, что 90-е были голодными и холодными чуть ли не на всем постсоветском пространстве.
- Если вернется Тер-Петросян, у Армении будут большие проблемы,- убеждает меня чиновник из администрации президента.- Он прозападный, он сдаст Карабах и договорится с Турцией, которая не признает геноцид армян.
- Но с Турцией когда-то надо договариваться,- возражаю я.- Армения сегодня практически в блокаде!
- Но не в ущерб национальным интересам! - горячится мой собеседник.- Вы посмотрите, что сделали с сербами! Это потому, что они уступили свои национальные интересы ради благ, которые дает Евросоюз. А нам не нужны эти блага! Нам хватает того, что делает здесь Россия. Сотовые операторы, газ, энергетика - у нас все это из России. Вот сейчас будем Сочи строить... И все знают, что Россия вкладывает сюда деньги только потому, что здесь та власть, с которой у нее общие интересы. Другими словами, сейчас вкладывают в Сержа. К тому же у него очень хорошие личные отношения с Путиным. Все-таки одни люди одной системы... Когда Путин был у вас директором КГБ, Серж занимал такую же должность в Армении. Около 2 миллионов армян живет в России и помогает своим родственникам в Армении. И здесь очень боятся, что их лишат этой возможности, как в свое время лишили грузин. Так что нет никаких сомнений в том, что Серж победит.
Я спрашиваю, что будут делать власти, если после выборов на площади выйдет народ и станет требовать пересмотра результатов голосования.
- А ничего не будет,- говорит мой собеседник.- Ну постоят и разойдутся. А если будут провоцировать беспорядки, ну максимум разгонят всех водометами. Этого будет достаточно. Здесь нет той социальной базы, что была в Грузии. Вот, например, с 1 января Серж поднял пенсии на 60%, и теперь у нас минимальная пенсия больше $50!
Чиновник убеждает меня, что в Армении вовсе не катастрофическая ситуация, как это преподносит оппозиция.
- Вот мы с вами пьем кофе в кафе, где нет свободных мест, и так по всему городу,- говорит он.- У нас идет активное строительство. Со всего мира бизнесмены вкладывают в Армению деньги. Хотите, покажу лужковскую стройку?
Мы выходим из кафе и сразу попадаем на новую улицу, застроенную роскошными современными зданиями. "Это наш Северный проспект,- говорит мой собеседник.- Те здания, что с одной стороны, полукруглые, проектировал наш архитектор Таманян, а с другой - те, что одинаковые квадратные,- это вот и есть лужковские проекты. Лужков в Армении вообще много строит". Северный проспект еще не сдан в эксплуатацию. Но даже с темными окнами зданий и пустыми подземными парковками этот амбициозный проект весьма впечатляет. Впрочем, он такой в Ереване пока один.
"Ему хватит и два года, чтобы сдать Карабах"
Субботнее утро. Город Абовян под Ереваном готовится к приезду кандидата Сержа Саркисяна. Городские власти вывесили всюду плакаты с надписями "Абовянцы - с Сержем Саркисяном!". От дороги к Дому культуры проложили красную ковровую дорожку, по которой кандидат пойдет на сцену. На сцене играет музыка и поют популярные артисты в рваных джинсах. Люди, размахивающие белыми флажками Республиканской партии Сержа Саркисяна, подпевают и пританцовывают. Когда где-то за версту останавливается кортеж господина Саркисяна, об этом все узнают по забегавшей охране и личным телеоператорам. Этого кандидата уже встречают как президента.
Господин Саркисян выглядит спокойным и даже флегматичным. Поднявшись на сцену, он говорит, что победит в борьбе за процветающую Армению. Лидер партии "Процветающая Армения" местный олигарх Гагик Царукян стоит на сцене вместе с кандидатом, и это едва ли не первое открытое появление на публике этих господ. "Процветающая Армения" - это партия, которую президент Роберт Кочарян создал год назад накануне парламентских выборов. Олигарх Царукян так провел избирательную кампанию, что за никому не известную партию на выборах отдали голоса 300 тыс. человек, что позволило ей занять второе место после Республиканской партии Саркисяна, набравшей 450 тыс. Теперь голоса двух этих партий должны обеспечить уверенную победу Сержу Саркисяну.
"Мы не должны допускать того, чтобы распылять наши завоевания! - говорит господин Саркисян.- Мы больше не допустим, чтобы наши дети при свечах читали книги!" Еще кандидат говорит, что "нашлись люди, которые попытались разделить народ на своих и чужих, на карабахцев и армян". Это обвинение в адрес кандидата Тер-Петросяна и его соратников, которые считают и премьера Саркисяна, и президента Кочаряна карабахским кланом, удерживающим власть. "Самое потрясающее обвинение в мой адрес - это то, что я выходец из Карабаха,- говорит кандидат Саркисян.- Но для меня Армения - это одна большая семья! Для меня Карабах - это тоже Армения!"
В своем выступлении господин Саркисян намекает на то, что господин Тер-Петросян намерен "сдать Карабах за три года". Главным обвинением в адрес Левона Тер-Петросяна является договор поэтапного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, который он хотел подписать с Азербайджаном в 1998 году. Сторонники Тер-Петросяна утверждают, что этот договор предусматривал возвращение удерживаемых Арменией территорий, расположенных вокруг Карабаха, Азербайджану, а также ввод в Карабах международного контингента и начало переговоров с Азербайджаном о статусе Карабаха. Однако представители власти и СМИ распространяют версию, будто Тер-Петросян намерен был просто "поэтапно сдать" Карабах.
После митинга я спрашиваю господина Саркисяна, может ли карабахский вопрос обеспечить ему победу. Кандидат отвечает осторожно:
- Я не думаю, что карабахский вопрос решающий. У армянских политиков не может быть другого мнения по Карабаху. Армянский народ высказался за независимость Карабаха.
- Почему же вы обвиняете вашего соперника Тер-Петросяна в том, что он за три года сдаст Карабах?
- Я никого никогда не обвинял,- отвечает кандидат.- Я вообще старался не говорить о Левоне Тер-Петросяне. Но думаю, ему хватит и два года, чтобы сдать Карабах.
На следующий день кандидат Саркисян провел грандиозный митинг на Театральной площади. Этот митинг должен был перекрыть те, что проводил его соперник Тер-Петросян. Это удалось во многом за счет привезенных из регионов жителей, автобусы с которыми заняли все прилегающие улицы. Господин Саркисян процитировал Библию и предостерег народ от доверия "лжеучителям, которые кажутся овцами, а являются волками". "Судите их не по словам их, но по делам их",-- сказал он.
"Нынешний режим уже проиграл"
А накануне на этой же площади собрались сторонники Левона Тер-Петросяна. По центральному проспекту двигались колонны молодых людей с разноцветными флагами. Они кричали: "Левон! Мы с вами!" - и поднимали вверх сжатые кулаки. На их плакатах написано: "Университет с вами!", "Не бойтесь!" и "Мы победим, и весна придет!". Когда эта колонна влилась в огромную толпу, собравшуюся на Театральной площади, вся площадь приветствовала ее, размахивая флагами. С другой стороны к площади подходила еще одна колонна - у этой колонны были седые волосы и другие слова на плакатах: "Роберт + Серж = воровство и наша боль в сердце". Кандидат Тер-Петросян стоял на трибуне и улыбался, когда площадь дружно скандировала: "Ле-вон! Ле-вон!" В его поддержку с трибуны выступили несколько десятков оппозиционных лидеров и общественных деятелей, которые в этой предвыборной кампании идут вместе с ним. Здесь были лидеры блока "Импичмент", партий "Республика" и "Новые времена", которые участвовали в парламентских выборах, проиграли, выводили народ на площадь, чтобы оспорить результаты выборов, но ничего не добились, потому что были слабы и не имели харизматического лидера. А теперь такой лидер появился. Оппозиционеры говорили, что административная машина сломалась; что "сержико-кочаряновский режим умирает"; что с таким президентом, как Левон Тер-Петросян, власть вернется к народу. Напомнили о расстреле парламента 27 октября 1999 года, во время которого погибли популярные в народе спикер парламента Степан Демирчан, премьер-министр Вазген Саркисян и несколько депутатов. В этой трагедии многие винят президента Роберта Кочаряна и тогдашнего главу КГБ Сержа Саркисяна. Родственники погибших тоже выступают сейчас на стороне Левона Тер-Петросяна. Они призывали с трибуны не сдаваться и бороться за победу на выборах хотя бы ради того, чтобы наказать тех, кто виновен в той трагедии.
А потом стало очень тихо - к микрофону вышел кандидат Тер-Петросян. Он рассказал, что десять последних лет "сидел дома, занимался наукой, растил внуков и сажал деревья". А когда к нему пришли такие оппозиционеры, как брат погибшего премьера Вазгена Саркисяна Арам Саркисян, ему стало стыдно, потому что он понял, как "долго и самоотверженно эти люди сражались с режимом". И он решил сделать все, чтобы исправить свои ошибки и избавить страну от криминальной власти. Потом он сказал, что был в регионах, где "государственная тирания создала атмосферу страха". Но благодаря митингам оппозиции у людей в этих областях, где "последние пять лет велась только телевизионная пропаганда властей", "открылись глаза". "Та решимость, что я вижу на этой площади, есть уже во всей стране. И во всей стране нынешний режим уже проиграл",- сказал кандидат.
Еще он говорил, что никогда не был противником карабахцев, но его пытаются таким представить власти, потому что так легче всего расколоть общество. "Они тонут, но тянут за собой и все наше общество, раздирая нас на две части,- сказал он (правда, в том же самом его обвинял кандидат Саркисян).- Эти двое - Роберт и Серж - пятно на репутации всех карабахцев, и именно карабахцы заинтересованы в том, чтобы от этого пятна избавиться". А потом он сказал, что свидетельством паники, в которой пребывают власти, стало то, что родственники чиновников и бизнесменов, близких к власти, покидают Армению, переправляя за рубеж крупные суммы денег. "Это значит, они уверены, что проиграли,- сказал кандидат.- Это значит, эти суммы заработаны незаконно. И это значит, что деньги Армении уходят на сторону". После этих слов кто-то закричал: "Правильно, господин президент! Не дайте им уйти!"
Это было последнее предвыборное выступление кандидата Тер-Петросяна, и одним из его ключевых тезисов стал российский фактор. Кандидат напомнил, что пять дней назад был в Москве, где "имел важные встречи", на основании которых сделал заключение, что "Россия верна Договору о дружбе и сотрудничестве 1992-1993 годов". "Россия видит Армению важнейшим партнером,- сказал господин Тер-Петросян.- Для России важно, кто будет этим партнером. И Россия отделяет нынешний режим от достойного партнера. Таким партнером станем мы в результате демократических выборов 19 февраля".
Это заявление было, по сути, самым главным в речи этого кандидата, которого власти обвиняют в прозападных настроениях. Тем не менее его слова многим показались странными. Особенно если учесть недавний визит в Ереван российского премьера Зубкова, который откровенно агитировал за господина Саркисяна.