Команда преемника
Госменеджеры команды Владимира Путина — Игорь Сечин, Виктор Иванов, Сергей Иванов и др. — могут сохранить контроль над 40% экономики еще на целый год
Ключевые кремлевские и правительственные чиновники из команды Путина по нескольку лет ведут крупнейшие госкомпании, возглавляя их советы директоров. Эти люди следят за состоянием гигантского куска экономики: по оценке Елены Красницкой из «Тройки диалог», рыночная стоимость принадлежащего государству портфеля акций в 2007 г. достигла $469 млрд — 40% капитализации фондового рынка страны. Замглавы администрации Игорь Сечин возглавляет совет директоров «Роснефти», помощник президента Виктор Иванов наблюдает за «Аэрофлотом», его коллега Игорь Шувалов приглядывает за «Совкомфлотом». Бывший руководитель администрации Александр Волошин в должности председателя совета директоров РАО «ЕЭС России» следит за энергореформой. Вице-премьер Сергей Иванов — за Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), а Сергей Нарышкин с 2005 г. — за «Первым каналом». Лидер президентской гонки Дмитрий Медведев оба путинских срока возглавляет совет директоров «Газпрома».
Несколько дней назад было объявлено, что Медведева сменит премьер-министр Виктор Зубков, но имена остальных кураторов держались в секрете. Вчера правительство раскрыло еще 22 списка с кандидатами в советы директоров других госкомпаний (все они по закону об акционерных обществах должны быть переизбраны до 30 июня 2008 г.). На очереди еще около трех десятков компаний со статусом стратегических («Алроса», «Совкомфлот», НПО «Сатурн» и проч.), по ним списки ожидаются позднее.
Судя по раскрытым спискам, ни один из «кураторов» не планирует сдавать позиции. Сечин снова кандидат для «Роснефти», Виктор Иванов — для «Аэрофлота» и концерна ПВО «Алмаз-Антей». Игорь Шувалов вновь номинируется в ОАК, его кандидатура ожидается и в «Совкомфлоте», говорят близкие к госкомпании источники. Также кандидаты в совет директоров ОАК — Сергей Иванов, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев (его госкорпорация готовится стать акционером ОАК) и гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов. Еще один помощник президента — Сергей Приходько, как и прежде, выдвинут в совет корпорации «Техническое военное вооружение», а также в совет АХК «Сухой», как говорят близкие к компании источники. Волошин идет в совет РАО ЕЭС, которое прекратит существование 1 июля.
Основные замены связаны с недавними перестановками в правительстве: экс-министра экономразвития Германа Грефа в списках кандидатов в советы «Газпрома», РАО «ЕЭС России» заменила новый министр Эльвира Набиуллина. То же касается и руководителя Росэнерго Сергея Оганесяна, которого недавно сменил выходец из РАО «ЕЭС России» Дмитрий Аханов. Почти из всех списков исчез и бывший зам Грефа Андрей Шаронов (директор «Транснефти», «Аэрофлота», РАО ЕЭС ушел в «Тройку диалог» и баллотируется только в РЖД). Лишь в две компании номинирован и замминистра экономразвития Кирилл Андросов — «Связьинвест» и РАО ЕЭС. В «Транснефть» номинирован назначенный в 2007 г. гендиректор компании Николай Токарев (вместо Семена Вайнштока), в РКК «Энергия» — новый президент Виталий Лопота. Самый популярный независимый кандидат от государства — президент ВТБ Андрей Костин (номинирован в РЖД и ОАК, ожидается в «Роснефти» и «Совкомфлоте»). Остаются в списках и экс-министры Фарид Газизулин, Игорь Юсуфов («Газпром») и Илья Южанов (РАО ЕЭС).
Чиновники, участвующие в составлении списков, предупреждали «Ведомости», что крупных изменений ждать не стоит. Поменять госпредставителей в советах директоров госкомпаний можно на внеочередных собраниях, говорит один из них, этот способ обкатан в 2004 г., после отставки правительства Касьянова: тогда списки госпредставителей были утверждены в январе, а весной кабинет министров сменился — многие кандидаты уволились с госслужбы. Переназначая госпредставителей, власть страхуется от возможных изменений после президентских выборов, фиксируя сложившуюся расстановку сил в крупном бизнесе, считает консультант Московского центра Карнеги Андрей Рябов. Но пока рано говорить, какой будет властная конфигурация вокруг нового президента. Это демонстрирует, что сферы влияния в крупном бизнесе не будут пересматриваться, полагает эксперт.