Кто управляет «Русснефтью»
Олег Дерипаска еще не получил добро на покупку «Русснефти», но в ее «дочках» идут корпоративные процессы, как при смене собственника
Пять «дочек» «Русснефти» — «Варьеганнефть», «Саратовнефтегаз», «Орскнефтеоргсинтез», «Нефтемаслозавод» и «Оренбургнефтепродукт» — сообщили о созыве в январе — феврале внеочередных собраний акционеров. Единственный вопрос повестки — переизбрание совета директоров («Русснефть» везде владеет более 95% голосующих акций, в «Варьеганнефти» — 51%). На эти «дочки» приходится 18% нефти компании, 100% переработки и все сбыты.
О продаже Михаилом Гуцериевым «Русснефти» Олегу Дерипаске объявлено летом. Несколько близких к Гуцериеву источников говорили, что оплата ($3,5 млрд) прошла в июле. «Базэл» не раз это отрицал. Срок рассмотрения ФАС дела «Русснефти» неизвестен. Слишком сложна структура сделки, объяснял недавно замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. «Базэл» ждет, но и не видит причин для отказа, говорит его представитель.
Представитель «Русснефти» Эдуард Саркисов от комментариев отказался. Источник, близкий к компании, говорит, что меняться будут советы всех крупнейших «дочек». Их предполагается сократить и во все ввести президента «Русснефти» Александра Корсика и людей из его команды. В советы многих «дочек» входят Гуцериев и его менеджеры. Подтверждает это и источник, близкий к руководству «Базэла». Гендиректоров пока менять не предполагается, добавляет первый собеседник «Ведомостей». Корсик комментировать это не стал.
У таких действий может быть как минимум три цели: защита от недружественных поглощений, контроль над бизнесом и перераспределение активов, отмечает партнер юрфирмы AST Legal Анатолий Юшин. Почти два десятка «дочек» еще в августе сменили реестродержателя на Межрегиональный регистраторский центр, клиенты которого — предприятия «Базэла». Раньше середины 2008 г. вопрос о продаже «Русснефти» вряд ли решится, считает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Суды по акциям нефтекомпании перенесены на 2008 г. (налоговики пытаются отсудить их в госсобственность). Он допускает и то, что после смены президента «Русснефть» может достаться «Газпрому» или «Роснефти».