Ядерная программа
Владимир Путин не отменил визит в Тегеран
Вчера вечером президент России Владимир Путин отправился в Иран, где ни один российский и советский руководитель не был с 1943 года, после Иосифа Сталина. Если ему удастся уговорить президента Ирана Махмуда Ахмадинежада свернуть ядерную программу или по крайней мере поставить ее под реальный контроль МАГАТЭ, этот визит станет едва ли не главной личной дипломатической победой российского лидера за все время его правления, сопоставимой с получением Сочи зимней Олимпиады-2014.
...Весть о готовящемся в Тегеране несколькими группами смертников покушении на Владимира Путина в какой-то степени нарушила покой тихого воскресного вечера уютного и вполне буржуазного германского городка Висбадена. Правда, меньше всего это относилось к его обитателям, вполне респектабельным бюргерам, которых на улицах этого курортного, но пустынного в этот поздний час города увидеть было трудно. Чаще всего там попадались участники российско-германского Петербургского диалога, проходившего в Висбадене. А еще журналисты, в основном российские, немедленно бросившиеся «обгладывать» брошенную им ошеломительную новость. Тем более она касалась также и их лично, во всяком случае тех, кто в составе кремлевского пресс-пула готовился сопровождать российского президента во время его визита в Тегеран, куда он должен был вылететь из Висбадена вечером 15 октября.
Разумеется, весть о неких террористах, готовящихся устроить теракт в отношении главы российского государства, не привела журналистов в восторг. Но их как-то сразу успокоило следующее сообщение российских информагентств: президент Путин, находящийся в этот момент в самолете, летящем в Германию, предупрежден об этом.
Это было своевременно, ведь могли же найтись люди, способные предположить, что президенту не доложили об угрожающей ему опасности. И нельзя было допустить, чтобы они волновались. А журналисты еще до глубокой ночи обсуждали эту новость, тем более что в Тегеране им предстояло жить в отеле по адресу: улица Шахида Ходами, 51. Чем отличился попавший в рай иранский герой-смертник, в чью честь названа эта улица, никто не знает.
Новость про тегеранский сюрприз озадачила не только российскую, но и немецкую прессу. Их интересовало два вопроса: не откажется ли теперь Путин от визита в Тегеран и какая российская спецслужба так оперативно сработала. Первый вопрос, разумеется, виделся риторическим даже тем, кто им задавался. Президент не мог не проявить мужество и отказаться от поездки в Тегеран. Вчера на пресс-конференции в Висбадене он оправдал эти надежды: «Я, конечно, еду в Тегеран. Если слушать все предупреждения спецслужб, из дому не надо выходить. Каждый должен делать свою работу...». Тем не менее вчера кое-какие коррективы в план поездки были внесены. Кремлевская пресс-служба сообщила, что Владимир Путин прилетит в Тегеран только сегодня, во вторник.
Что касается второго вопроса, то ответа на него, во всяком случае официального, скорее всего не будет. Узнать, какая из российских спецслужб так отличилась, что узнала о коварных замыслах террористов, почти невозможно. Некоторые немецкие коллеги предположили, что это родная Путину Служба внешней разведки, оперативно демонстрирующая ему свою эффективность после прихода туда руководителем экс-премьера Михаила Фрадкова.
Не внес ясности в ситуацию и сам Владимир Путин. На заданный ему корреспондентом Интерфакса (того самого агентства, которому это стало известно от «одной из российских спецслужб») вопрос в связи с сообщением о готовящемся на него покушении президент только махнул рукой: «Потом». Г-на Путина можно было понять: зачем портить себе аппетит перед ужином с канцлером Германии, ведь именно у самых дверей загородного ресторана «Адлер Вирдшафт», где дожидалась президента России фрау Ангела Меркель, застал его вопрос настырного журналиста.
Совместная пресс-конференция Путина и Меркель по итогам вчерашних девятых межгосударственных консультаций оказалась примечательной во многих отношениях. Исследователи «суверенной демократии» в России еще не раз поблагодарят президента за сказанное там. Он нашел новые аргументы в пользу той технологии, с помощью которой намерен «уйти, чтобы остаться» после президентских выборов в марте будущего года.
Путин привел в пример Британию, где «сменилось первое лицо без всяких выборов, чтобы сохранить власть одной партии». В России, сказал он, «представители власти тоже имеют право участвовать в жизни своей страны». Так, сами не ведая того, британский премьер Тони Блэр и его преемник Гордон Браун неожиданно дали Владимиру Путину основание равняться на старейшую в мире демократию. Правда, российский президент тут же жестко предупредил, что даже если кому-то не нравится происходящее при этом возрождение «усиливающейся России», то, во-первых, нет никаких оснований беспокоиться по этому поводу, во-вторых, это невозможно остановить, а потому, в-третьих, необходимо использовать к выгоде всех...
Запомнилась еще одна яркая мизансцена пресс-конференции. Владимир Путин давал характеристику своим отношениям с Ангелой Меркель - «деловым и доверительным», которыми он «очень доволен»: «Мы понимаем друг друга, даже если не соглашаемся (друг с другом)». Однако фрау канцлер даже бровью не повела и головой не кивнула в знак подтверждения этих слов. Что делала, между прочим, постоянно, когда российский президент нахваливал германскую компанию E.ON, решившую инвестировать в РАО «ЕЭС России» около 4 млрд евро, или когда рассказывал о рекордных темпах роста российско-германского товарооборота. У самой фрау Меркель, по ее словам, «захватывает дух» от перспектив взаимной торговли.
Весьма образные примеры приводил вчера г-н Путин, объясняя исторические истоки отношений России и Германии. Выступая на заседании Петербургского диалога, российский лидер напомнил, что «большое количество членов царской семьи (тут г-н Путин замялся, подыскивая правильные слова) приехали из Германии». Вспомнил он и о роли Висбадена в истории: тут бывали «многие представители творческой интеллигенции» России. Президент назвал не только Достоевского, которого помнят и немцы, но также и Тургенева. Тему Достоевского он посчитал необходимым развить в своем энергичном выступлении. В Висбадене, напомнил г-н Путин, Достоевский продул в казино все, что у него было, и писал в Россию, чтобы ему выслали деньги... «Мы вообще то проигрывали, то выигрывали в российско-германских отношениях», - философски замкнул аналогию президент России.
Разумеется, рассказал Владимир Путин и о том, с какой целью направляется в Иран. Главным образом, для участия в Каспийском саммите, «он запланирован давно, еще когда состоялся в Туркмении первый саммит (в апреле 2002 года)», сказал г-н Путин, перечисляя страны, с президентами которых намерен обсудить проблемы определения правового статуса Каспия. Причем создалось впечатление, что большая часть немецкого журналистского корпуса впервые слышала о подобном мероприятии.
И только затем Владимир Путин рассказал главное: что обсудит с иранским руководством ситуацию вокруг ядерной программы Тегерана. Но «надо набраться терпения», сказал российский президент и привел пример с удачно начавшимся решением северокорейской ядерной проблемы. После чего произнес слова, за которые иранцы, возможно, обиженные на Москву за саму мысль о том, что на Путина в Тегеране может быть совершено покушение, ему теперь должны простить все: «Пугать иранский народ -- бесперспективное дело, они не боятся, поверьте мне!» Таких слов в защиту иранского народа никто, кроме самих руководителей Ирана и их друзей в исламском мире, уже давно, кажется, не говорил.