Психиатрия расширяет границы
Конституционный суд определит законность принудительного лечения
![Психиатрия расширяет границы](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/26097/604big.jpg)
Сегодня Конституционный суд займется проверкой соответствия основному закону всех статей УК и УПК, регламентирующих направление на психиатрическую экспертизу. Поводом послужила жалоба нескольких граждан на "произвольное применение мер принудительного характера". А накануне суда в Москве прошла скандальная выставка "Психиатрия. Индустрия смерти", направленная против "советской карательной психиатрии".
Тема психического здоровья в последнее время вдруг стала крайне популярной. По мнению директора Научного центра психиатрии имени Сербского Татьяны Дмитриевой, все размышления на тему "заказных или политических диагнозов", появившиеся в СМИ, - это спекуляции в преддверии выборов. Российская психиатрия, как считает Дмитриева, сейчас, наоборот, нуждается в расширении сферы деятельности. В частности, необходимо вплотную заняться проблемой психического здоровья трудовых мигрантов.
История обращения в Конституционный суд одного из заявителей, жителя Брянска Сергея Абламского, проста и красноречива. Два года назад против него было возбуждено уголовное дело по статье "Клевета", после чего его принудительно поместили в психиатрическую лечебницу. Абламский утверждает, что поводом послужил хозяйственный спор вокруг объекта недвижимости. Попав в психушку осенью 2005 года, Абламский, по его словам, подвергался разнообразным издевательствам, в частности, его били и накачивали психотропными препаратами. Он считает, что подлинной причиной незаконной госпитализации послужил конфликт возглавляемого им фонда "Отечество" с брянской военной прокуратурой: якобы та пыталась присвоить помещение, принадлежащее фонду.
"Если есть заключение экспертизы о принудительной госпитализации, человек становится бесправным. Он не может знакомиться с материалами своего уголовного дела, его показания не считаются доказательствами. Наконец, он лишается возможности присутствовать на процессе по своему делу", - заявил корреспонденту "Газеты" Абламский. В Конституционном суде будут проверяться шесть статей УК и УПК. Надо признать, что отдельные факты "нецелевого" использования психиатрического лечения в России периодически вызывают острую критику международных правозащитных организаций. После дела мурманской активистки ОГФ Ларисы Арап на Западе даже раздались обвинения в возврате к "карательной психиатрии" советских времен.
Мигрант? Будем лечить
По мнению главного психиатра Минздравсоцразвития, директора государственного Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Татьяны Дмитриевой (см. интервью с ней на этой странице), большинство обвинений против российской психиатрии спекулятивны. Наоборот, как раз сейчас она нуждается в помощи и активном внимании. Вчера на пресс-конференции, посвященной Всемирному дню психического здоровья, Дмитриева привела данные мировой статистики, которые свидетельствуют, что у мигрантов и вынужденных переселенцев частота психических заболеваний в полтора - два раза выше общей популяции. А потому в России, где проживают более 150 национальностей, в ситуации миграции больших групп населения необходимы серьезные программы психической адаптации с учетом этноса и особенностей культуры национальных групп.
На Москву приходится до 30% российской миграционной активности, и мегаполис стал центром негативных событий, связанных с дезадаптацией приезжих и испытанием на толерантность коренного населения. Медикам приходится учитывать особенности протекания психических болезней у мигрантов, в частности депрессий, с которыми связаны тревожные ожидания, страхи, агрессия. Специфично у разных этносов протекает, к примеру, алкоголизм. Психиатрами зафиксировано, что у представителей финно-угорских народов, коми, мордвы в 120 раз чаще встречаются случаи суицидов, чем у населения южных республик РФ.
Пути решения проблем, по мнению Татьяны Дмитриевой, лежат в создании этнокультурных центров адаптации.
"Этнические беспорядки во Франции, которые все с ужасом наблюдали, не были проблемами мигрантов в чистом виде, - отметил руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психологического здоровья РАМН, завкафедрой Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук Сергей Ениколопов. - Это были последствия того, что целые поколения мигрантов не вписались в нормальную жизнь. Москва должна учесть уроки Парижа и не дать разрастись имеющимся проявлениям расизма и агрессии".
Психолог пояснил, что картину враждебности и агрессии к миру и к мигрантам в частности чаще всего культивируют в себе личности с низкой самооценкой и часто агрессия является индикатором психического заболевания. Как примеры достойной государственной политики были приведены программы воспитания толерантности в Швеции и Канаде с их обязательным изучением государственного языка, национальными учреждениями образования и культуры.
Что такое институт имени Сербского
Институт судебной психиатрии имени профессора Сербского был организован на базе бывшего полицейского приемника в 1923 году и находился сначала в ведении органов юстиции и внутренних дел, а в последующем - Минздрава СССР. Из научно-исследовательского учреждения, изучавшего проблемы судебно-психиатрической экспертизы и комплексов связанных с нею вопросов (вменяемости, дееспособности), институт к середине 1930-х годов превратился в монопольный бесконтрольный орган, проводивший судебно-психиатрическую экспертизу по всем наиболее важным делам (и, разумеется, связанным с так называемой контрреволюционной деятельностью). Такой орган, изолированный от других медицинских психиатрических учреждений завесой особой секретности, стал орудием в руках следствия и государственной безопасности, выполняя их политические заказы.
Сотрудники, особенно секретного отдела института имени Сербского, проводившего экспертизу по уголовным делам, связанным с государственной безопасностью, вовлекались в следственные мероприятия. Экспертные заключения диктовались, как правило, интересами следствия и с годами становились все менее объективными и доказательными. В зависимости от воли "заказчика" преобладал то медицинский, то юридический критерий вменяемости, часто без попытки свести их к соответствию.
Источник: А.С. Прокопенко "Безумная психиатрия"