Старейшая стала первой
ЦИК дал официальный старт межпартийной предвыборной борьбе
Вчера Центризбирком заверил списки первой партии – участницы парламентской кампании. Ею стала старейшая политструктура страны – Демократическая партия России. И хотя процедура прошла не совсем гладко, теперь ДПР может начать официальную агитационную кампанию с форой в один день перед другими партиями.
Сегодня, как ожидается, в схватку за депутатские кресла смогут вступить «Зеленые» и ЛДПР. Своей очереди ждут «Гражданская сила», Аграрная партия России и Партия мира и единства, которой на днях ЦИК простил долги за бесплатный эфир и печатную площадь в ходе выборов 1999 года. «Яблоко», созвавшее предвыборный съезд раньше остальных, медлит с передачей списков в Большой Черкасский переулок. Основные игроки – «Единая Россия», КПРФ и «Справедливая Россия» – планируют начать обязательную процедуру на следующей неделе.
Процедура заверения списков довольно формальная. И на этом этапе, как правило, никому не отказывают. Члены ЦИКа настаивают на выполнении лишь самых общих требований закона к партийным документам. Доскональной проверкой Центризбирком займется уже на этапе регистрации списков в октябре. Видимо, поэтому члены комиссии и не смогли ответить на вопросы, возникшие у конкурентов ДПР на заседании ЦИКа. Представитель «Справедливой России» в Центризбиркоме Сергей Даниленко обратил внимание на два подозрительных момента. Во-первых, на то, что около трети выдвиженцев Демпартии работают на одних и тех же должностях в трех структурах – Научно-исследовательском институте политической социологии, Всероссийском комитете граждан за честные выборы и Национальном демократическом институте международных отношений. Последние два и являлись официальными организаторами предсъездовой конференции ДПР в Брюсселе. А во-вторых, отметил он, кандидаты трудились в этих структурах, судя по представленным документам, совершенно бесплатно.
Председатель Центризбиркома Владимир Чуров заявил, что поднятая проблема напрямую сегодняшней повестки не касается. Более того, отметил он, ЦИК не уполномочен выяснять подробности трудовых отношений кандидатов в депутаты. А после того, как неугомонный Даниленко попытался припомнить членам Центризбиркома другую крайность такого формального подхода к исполнению избирательного закона – снятие в 90-х годах с выборов Владимира Жириновского, не указавшего в собственности ржавый «Запорожец», – Чуров вообще попросил отключить микрофон эсэра. Без внимания он оставил и предложение члена с совещательным голосом от ЛДПР Александра Кобринского, намеревавшегося выступить в защиту трудящихся членов ДПР, которым не платят зарплату. Сам лидер ДПР Андрей Богданов, комментируя этот скользкий вопрос, был невозмутим: «А в чем дело? Организации, что ли, не устраивают? Формально закон это допускает». Что касается заработной платы, то главный демократ отметил: декларации о доходах подавались за 2006 год. И в прошлом году эти люди могли быть безработными и не получать доходы.
ДПР на своем съезде выдвинула 580 кандидатов, а ЦИК заверил список в количестве 578 человек. Но на этом, как выяснили уже сами журналисты, кадровые потери партии не окончатся. Дело в том, что во главе списка Владимирской области, к которой демократы решили приписать голоса «иностранных» избирателей, они предусмотрительно поставили лидера клуба друзей ДПР за рубежом (у нее – 24 филиала) Александра Штейнгарта. Сам Штейнгарт родился во Владимире, но уже восемь лет проживает в Берлине и мог бы достоверно объяснить избирателям-землякам, за какие стандарты жизни для россиян выступает Демпартия. Но дело в том, что в ходе последней правки избирательного закона российские парламентарии запретили баллотироваться в Госдуму не только лицам с двойным гражданством, но и россиянам, имеющим вид на жительство в иностранном государстве.
Интересен список уполномоченных партии, на чьи плечи ляжет юридическое обеспечение выборов. Он насчитывает всего 13 фамилий. Две из них принадлежат родным братьям лидера партии. Они же выдвинуты кандидатами в депутаты от Москвы (Тимур Богданов) и Иркутской области (Александр Богданов). Что же касается лиц, которым доверили доступ к финансовым ресурсам партии, то тут все еще жестче: их круг ограничен двумя людьми – самим Андреем Богдановым и главбухом ДПР Еленой Максимовой.
Вчера также стало понятно, почему ДПР идет на регистрацию своего списка не по самому простому пути – через внесение залога, а по самому сложному – через сбор подписей. Эта процедура уже доказала свою опасность из-за огромного количества различных «тонких мест» и бюрократических ловушек. А недавно законодатель запретил политструктурам, решившим собирать подписные листы, подстраховываться от снятия с гонки через залог. Но Богданов объясняет выбор просто – экономией денег. По его расчетам, если регистрироваться по залогу, то это будет стоить партии миллионы, а сбор подписей – максимум в 200 тыс. руб.