Новые «шведские»
Они хотят не секса, а консенсуса
Большинство людей на нашей планете твердо верят, что самое главное в жизни - плотская любовь. Проходят годы, века, целые эпохи. Меняются моральные и правовые кодексы, даже религиозное сознание не стоит на месте. Но секс по-прежнему считается самой важной темой, проблемой, идеей.
Достаточно заглянуть в интернет, чтобы увидеть, насколько он популярнее даже таких горячих тем, как политика или этническая принадлежность людей. Иногда, впрочем, эти темы переплетаются. Тогда получается тема гендера или меньшинств.
Но вот интересная деталь. Одни выступают за свободу секса, другие сетуют на его засилье и пропаганду в СМИ. Одни говорят, что секс настолько важен, что в нем все позволено. Другие считают, что именно поэтому в нем нужен порядок. Но никто не сомневается в его важности.
Самая крупная после католицизма мировая христианская конфессия – Англиканская церковь. Теперь она находится на грани раскола, потому что архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс разрешил однополые браки и рукоположил гея в епископы.
Недавно ему пришлось пойти на уступки консервативной части паствы и отменить некоторые решения. Ему пришлось уступить огромному большинству, которое думает, что главная тема Библии – это недопустимость секса вне традиционного моногамного брака.
Архиепископ ближе к истине, когда утверждает, что в Евангелии и Библии есть вещи более приоритетные и безусловные, чем регламентация секса, а именно – любовь, доверие и согласие. На этих ценностях, по сути дела, строится и семья, и Церковь. Именно ради них он пошел на уступки консерваторам, разочаровав многих своих сторонников-радикалов.
В последнее время на Западе появилось новое сексуальное меньшинство – полиаморы. Движение родилось в Сан-Франциско, но уже дошло и до нас. Так называют себя те, кто открыто заявляет о своем предпочтении любить сразу нескольких партнеров и никому при этом по возможности не портить жизнь. Раньше в России для этого был термин «шведская семья».
В этом сообществе используется специальный язык, позволяющий описать сложные структуры отношений – например, первичный партнер, вторичный, третьего уровня. Часто употребляются аббревиатуры. Например Long Distanse Relationship – LDR, можно перевести как ПДО (продолжительные дистанционные отношения) и так далее.
Например: «Сейчас у меня есть три первичных партнера – муж и жена, мы с ними живем вместе по четным неделям, и еще одна жена, с которой мы живем по нечетным неделям. В обеих семьях есть дети.
Еще у меня есть третичный партнер моего пола, с которым я нахожусь в ПДО и иногда занимаюсь виртуальным сексом, и два вторичных, с которыми мы часто встречаемся, иногда занимаемся сексом и очень любим друг друга». Так рассуждают полиаморы.
В чем специфика полиаморов по сравнению с другими известными в истории нон-мейнстримными подходами к сексу?
По-видимому, именно в том, что главное для них – не сам секс, а любовь, доверие и согласие, так же как для архиепископа Кентерберийского.
Главное правило полиаморов – «всем всё рассказывать и заручаться согласием». Полнейшая, гипертрофированная гласность.
Они утверждают, что их цель – не изменять, не обманывать, уметь договариваться с близкими людьми.
Еще один важный пункт – не прерывать стабильных отношений только потому, что появились новые. Один из аргументов: «Когда в семье появляется младенец, есть социальные техники, чтобы помочь старшему ребенку преодолеть ревность. Почему так не может быть и со взрослыми партнерами? Это предрассудок».
Полиаморы в отличие от своих предшественников на ниве промискуитета хотят жить в абсолютном ладу как со своими импульсами и влечениями, так и со своим природным стремлением к правильности и порядку. Хочу идти навстречу своим чувствам, но чтобы при этом все было о’кей.
Гарантирует ли это от конфликтных ситуаций? Разумеется, нет. Полиамор должен хранить верность не одному, а сразу многим партнерам. Старые партнеры имеют право вето, и если, скажем, моя новая невеста или подруга не понравится моему первому мужу или его жене, то новые отношения будут невозможны.
Если бы все это было так просто, люди столько веков не озадачивались бы «вопросами пола». Вряд ли сложная казуистика нового типа, чем-то похожая на Гражданский процессуальный кодекс, может помочь людям в любви или семейной жизни. Ведь эти вещи – особенно их сочетание – совершенно непостижимы.
Но если полиамор устал от ежедневного соблюдения тысячи новых правил или разочаровался в них – то у него есть еще один выход. Руководствоваться старой доброй Седьмой заповедью.
Она ведь по крайней мере всего одна.
Ну а пока полиаморы заняты тем, что требуют для себя хотя бы таких же прав, как у геев.