Цветы от Ахмадинежада
Президента Ирана не пустили на место терактов 11 сентября
Человеку, пусть даже косвенно виновному в гибели людей, нечего делать на месте совершения преступления - видимо, такой логикой руководствовались американские власти, когда запретили президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду возложить цветы на так называемый "граунд зиро".
Это место, где 11 сентября 2001 года после атаки террористов обрушились башни-близнецы Всемирного торгового центра. В официальном запросе миссии Исламской Республики Иран при ООН руководству спецслужб США, полиции и мэрии Нью-Йорка говорилось, что Ахмадинежад хотел почтить память погибших.
В ответе нью-йоркской полиции, который поступил иранцам, отказ объяснялся тем, что зона на месте обрушившихся небоскребов "закрыта для посещения в связи со строительными работами". Против планов иранского президента также выступило городское полицейское управление "по соображениям безопасности".
Пресс-секретарь Совета по национальной безопасности администрации Гордон Джондро дал понять: Белый дом не вмешивался в рассмотрение властями Нью-Йорка запроса Ахмадинежада. Но при этом добавил, что ему лично кажется странной ситуация, когда "президент страны, которую США считают спонсором терроризма, посещал бы место, где стояли башни-близнецы".
Впрочем, телекомпания "Дабл-ю-эй-би-си" со ссылкой на анонимные источники в Секретной службе США сообщила о том, что "ничто не может помешать президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду посетить место, где до терактов 11 сентября 2001 года стояли башни-близнецы".
Махмуд Ахмадинежад, который в четверг должен прибыть в США, на следующей неделе примет участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН. Хотя Вашингтон и Тегеран не имеют дипломатических отношений около трех десятилетий, иранскому президенту все же была выдана американская виза.
Правда, с правом посещения только Нью-Йорка. Ахмадинежад выступит в первый день общеполитической дискуссии на Генассамблее 25 сентября. Любопытно, что с небольшим интервалом от президента Ирана должен произнести свою речь глава Белого дома Джордж Буш как лидер принимающей страны.
В сентябре 2006 года Махмуд Ахмадинежад уже выступал с трибуны ООН в рамках подобной дискуссии. Более того, собирался также выступить в Совете Безопасности ООН при обсуждении резолюции о санкциях в отношении Тегерана. Но потом вдруг отказался от этих планов, сославшись на препятствия, чинимые США при выдаче ему визы. В итоге резолюция в отношении Тегерана была принята и носила весьма жесткий характер.
На этот раз Махмуд Ахмадинежад приедет в США со старой идеей - он намерен предложить Джорджу Бушу провести публичные дебаты в рамках 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. И обсудить публично с американским коллегой любые международные вопросы, в том числе проблему Ирака. По мнению Ахмадинежада, после этого международное общественное мнение само решит, какой из вариантов, иранский или американский, более приемлем для мирового сообщества. Однако в Белом доме уже дали понять: американский лидер не согласится на подобную дискуссию, которая, вполне вероятно, может привести к настоящей словесной дуэли.
В ходе своего визита в США Ахмадинежаду придется столкнуться со все увеличивающейся волной критики в его адрес. Иранский президент еще не ступил на американскую землю, как услышал о себе "много личного". Бывший губернатор штата Массачусетс республиканец Митт Ромни призвал власти США "предъявить обвинения" президенту Ирана, а не "принимать его с распростертыми объятиями".
Но не все так мрачно в американской поездке Ахмадинежада. В Тегеране понимают: значительная часть демократов и некоторые республиканцы в конгрессе США отнюдь не готовы "петь" в унисон со сторонниками Буша относительно возможности силовой операции в Иране. Ахмадинежад с присущим ему восточным лукавством уже назвал эту часть конгресса "мудрыми людьми в Вашингтоне".
Одно знаковое общение у Махмуда Ахмадинежада все же произойдет. 24 сентября он выступит в Колумбийском университете. В пресс-релизе, распространенном Школой международных и общественных отношений университета, говорится, что буквально за несколько часов после распространения пресс-релиза желание присутствовать на речи Махмуда Ахмадинежада изъявили 600 человек. "Возможность выслушать мнения людей с разными взглядами на события - невероятно важная вещь, - говорится в документе. - Естественно, это мероприятие столкнет нас с понятиями, которые многие могут счесть оскорбительными и постылыми". Впрочем, в американских университетах всегда уважительно встречали лидеров, считавшихся противниками Белого дома. Достаточно вспомнить, что в апреле 1959 года речь Фиделя Кастро в Гарварде на открытой площадке университета пришли послушать 8500 человек. А закончилась она тем, что Фиделя проводили бурными аплодисментами. Да еще пронесли по университетскому двору к машине на плечах! Другое дело, обладает ли Ахмадинежад такой же харизмой и даром убеждения, как Фидель?