Леди Несовершенство
Из Скарлетт Йоханссон не вышло Мэри Поппинс
Завтра в прокат выходит нью-йоркский фильм-сказка "Дневники няни", где Скарлетт Йоханссон сыграла лазутчицу, заброшенную судьбой в удивительный мир манхэттенских богачей. Они в очередной раз представляются самыми несчастными людьми на свете.
В кинематографе традиционно встречаются две разновидности нянь: одна - злокозненная и демоническая, другая, напротив, идеалистическая. По этой модели няня не только становится сущим ангелом-хранителем для ребеночка, но и помогает родителям понять в этой жизни то, что они недопонимали, будучи слишком заняты такими вздорными вещами, как карьера и зарабатывание денег. Героиня "Дневников няни" относится именно к этой фантастической категории. Авторы фильма даже намекают, что мы имеем дело с будущей Мэри Поппинс - в одном эпизоде героине мерещится, что она поднимается в небо на красном зонтике. Но при ближайшем рассмотрении становится все более очевидно, что для превращения в эту волшебную суперняньку у персонажа Скарлетт Йоханссон катастрофически не хватает ни харизмы, ни знания человеческой психологии, ни твердости характера, ни чувства юмора, ни просто-напросто мозгов. Унылый жизненный путь этой девушки начинается с печального недоразумения: она получает университетский диплом антрополога, совершенно не представляя, как этот документ может пригодиться ей в повседневной действительности. Воодушевленная мамаша дарит дочери по случаю окончания вуза жуткий серый костюм "бизнес-леди", от которого на душе у свежеиспеченного антрополога становится окончательно хреново. Несчастная, не понимающая, как жить дальше, пытается развеяться, слоняясь по Нью-Йорку и силясь разглядеть в попадающихся ей взрослых женщинах возможные варианты своей судьбы: то наткнется на какую-нибудь дизайнершу, то на адвокатессу - камера при этом "замораживает" объекты наблюдения, как будто они действительно являются экспонатами какого-то антропологического музея, а рядом при этом высвечивается краткое резюме, из которого можно узнать профессию, семейное положение и ежегодный доход той или иной женской особи. В итоге этих научных изысканий героиня обнаруживает, что в качестве ролевой модели ей наиболее симпатична старая бомжиха, сидящая на лавочке в Центральном парке. Но не успевает в ее туго соображающей голове сформироваться поэтапная последовательность действий, которая неминуемо должна привести к такому блестящему жизненному финалу, как на девушку буквально сваливается мальчик лет шести, верещащий что-то крайне дружелюбное, а за ним нарисовывается и холеная блондинка-мать, мгновенно нанимающая дипломированного антрополога присматривать за мальцом, который из ласкового пупсика быстро превращается в монстра и ведет себя именно так, как написал во "Вредных советах" Григорий Остер.
От внедрения бедной, но честной девушки из Нью-Джерси в особняк на Верхнем Ист-Сайде ожидать каких-то сногсшибательных сюжетных поворотов и оригинальных умозаключений не стоит. "Дневники няни" сняты по бестселлеру, который наваляли две манхэттенские няньки с богатым опытом, но он, к сожалению, не смог компенсировать отсутствие у них фантазии, остроумия и злости по отношению к своим эксплуататорам, которая придала бы живости их повествованию. В этом смысле была надежда на сценаристско-режиссерский тандем Шари Спрингер Бергман и Роберта Пульчини, которые успели заработать репутацию нонконформистов-сатириков фильмом "Американское великолепие" про тяготы монотонного офисного существования. Однако победить заложенную в литературном материале благостность режиссерскому дуэту не удалось. Даже не гомерически смешной фильм "Дьявол носит Prada", о котором американская пресса вспоминает в связи с "Дневниками няни", выглядит безжалостной сатирой и кладезем психологических наблюдений. Вместо Мэрил Стрип, лютовавшей в редакции глянцевого журнала, в "Дневниках няни" богатую суку, куражащуюся над хорошей девушкой, довольно душевно изображает Лора Линни, мгновенно задвигающая Скарлетт Йоханссон на второй план и не оставляющая ей ни малейшего шанса проявить якобы присущий ей комедийный талант, который только один раз в жизни сумел из нее выковырять Вуди Аллен в фильме "Матч-пойнт". А в "Дневниках няни" в отсутствие постоянно занесенной над ней режиссерской палки Скарлетт Йоханссон снова превратилась в лишенную самоиронии неуклюжую девицу, которая не может рассмешить зрителя даже таким проверенным трюком, как опрокидывание на себя сковородки с котлетами.