С суверенностью в себе
Дан старт избирательной кампании в Госдуму
Завтра, после публикации в "Российской газете" воскресного указа Владимира Путина о назначении выборов в Госдуму, официально стартует первая из двух федеральных избирательных кампаний. Ответ на ее главный вопрос уже известен: "Единая Россия" уверенно победит и получит в нижней палате более половины мест. Тем не менее на этих выборах есть три полноценные интриги, от разрешения которых во многом будут зависеть исход президентских выборов-2008, конфигурация партийной системы и перспективы демократического движения.
Преемники
Первая интрига заключается в том, возглавят ли потенциальные преемники Владимира Путина (или хотя бы один из них) предвыборные списки двух партий власти - "Единой России" и "Справедливой России". Впервые вопрос об этом начал активно обсуждаться ровно год назад, когда одно из петербургских интернет-изданий сообщило, что вице-премьер Сергей Иванов, занимавший, кроме того, и пост министра обороны, возглавит партию, создававшуюся тогда путем слияния "Родины", Партии пенсионеров и Партии жизни (название "Справедливая Россия" она получила несколько позже).
К тому времени единороссы уже фактически зачислили в свои сторонники другого потенциального преемника, первого вице-премьера Дмитрия Медведева, программные выступления которого размещались на официальном сайте партии. Поэтому проглядывавшая через эти намеки конструкция выглядела вполне логично: "либеральный юрист" Медведев во главе правоцентристской "Единой России" и "силовик-государственник" Иванов в руководстве левоцентристской "Справедливой России".
Однако нынешним летом акценты несколько сместились: фамилия господина Иванова, который в президентских рейтингах впервые опередил коллегу Медведева и даже начал уходить в отрыв, стала все чаще упоминаться в комментариях политиков и экспертов уже в связке с "Единой Россией". Что тоже выглядело логичным, но уже в другой системе координат: действительно, если "Единой России" как правящей партии и связывать свою судьбу с кем-то из преемников, то лишь с тем, кто весной 2008-го гарантированно победит.
Этим убеждением, похоже, прониклись и социологи. К примеру, "Левада-центр" в июле провел специальный опрос, поинтересовавшись у россиян, как они относятся к перспективе появления на думских выборах господина Иванова во главе партсписка единороссов, а господина Медведева - во главе списка справороссов. Первый вариант понравился 44% респондентов, второй - 36% (при соответственно 14% и 17% тех, кто отнесся к этому отрицательно). Поменять преемников местами социологи, что характерно, не предлагали.
Впрочем, какое бы сочетание преемников с двумя партиями в итоге ни возникло, оно прежде всего повлияет на исход не думских, а президентских выборов. Ведь электорат обеих "Россий" "заточен" не под конкретные личности, а под "начальство" вообще и голосует за "партию власти" вне зависимости от того, кто ею руководит - спикер Госдумы, первый вице-премьер или вообще какой-нибудь мэр. А вот для любого из преемников первый номер в списке "Единой России", по сути, будет означать превращение из потенциального в реального кандидата Кремля на президентских выборах.
Но именно поэтому участие двух первых вице-премьеров в думской кампании в качестве кандидатов выглядит пока крайне маловероятным. Партийные списки должны быть сформированы не позднее начала октября, а это лишает Владимира Путина дополнительных трех-четырех месяцев на принятие окончательного решения. И если верить осведомленным кремлевским чиновникам, которые заверяют, что президент своего выбора пока не сделал, то рассчитывать на то, что это произойдет в течение ближайшего месяца, вряд ли приходится.
Партийный расклад
Вторая интрига декабрьских выборов связана с конфигурацией партийной системы, которая сложится по их итогам.
С одной стороны, факт формирования по результатам выборов давно взращиваемой Кремлем двухпартийной системы пусть и в несколько "недоделанном" виде (до образцовой англо-американской модели с периодической сменой "партий власти" России пока еще далеко) сомнений не вызывает. В конце концов именно для этого и затевались кремлевскими политтехнологами переход на выборы в Госдуму исключительно по партспискам и целенаправленное сокращение числа партий, отсекающее от избирательной кампании "балласт", который снижает управляемость всей партийной конструкции.
С другой стороны, с точки зрения конкретного арифметического наполнения двухпартийной системы возможны варианты. Разумеется, программа-минимум - обеспечить прокремлевским партиям в нижней палате суммарные две трети голосов (квалифицированное большинство, позволяющее менять Конституцию и принимать конституционные законы) - в любом случае остается неизменной. Но добрать недостающие для решения этой задачи голоса (исходя из последних опросов ВЦИОМ, "Единая Россия" может получить в Думе порядка 57% мест) можно не только с помощью штатной "партии власти #2" в лице "Справедливой России", но и благодаря "засадному полку" либерал-демократов, которые всегда готовы поддержать наиболее важные инициативы Кремля. Тем более что необходимость в квалифицированном большинстве голосов возникает в Думе достаточно редко.
Стало быть, 2 декабря справороссы могут получить как 20% голосов, которые позволят Кремлю проводить через парламент любые законы без привлечения ЛДПР, так и 10% или даже 8% - при условии, что "недостачу" восполнят жириновцы. А единственное условие, которое, видимо, должно быть непременно соблюдено,- это второе место "Справедливой России". Ведь двухпартийная система, в которой "второй ногой" является партия, занявшая на парламентских выборах лишь третье или четвертое место, выглядит не слишком убедительно. Поэтому воспрянувшие в последнее время коммунисты, напрогнозировавшие себе от 18% до 26% декабрьских голосов, судя по всему, все-таки будут вынуждены довольствоваться третьим местом.
Демлагерь
Наконец, третий вопрос предстоящей кампании, на который до сих пор нет ответа, смогут ли пробиться в Госдуму демократические партии. Точнее, одна из них, поскольку двоих нынешний думский "боливар" точно не выдержит.
Старожилы демлагеря - "Яблоко" и СПС - в последнее время вроде бы сделали немало, чтобы убедить президентское окружение в своей готовности играть по установленным правилам. Они старательно открещивались от призывов посотрудничать с внесистемной оппозицией из "Другой России", изгоняли из своих рядов "отщепенцев" за слишком тесные связи с другороссами и всячески пытались не раздражать Кремль по пустякам. Во всяком случае, именно этими соображениями источники Ъ объясняли нежелание СПС включать в первую предвыборную тройку депутата Госдумы Владимира Рыжкова - весьма популярного у демократически настроенных избирателей, но вызывающего раздражение у президентских соратников.
Однако желанного результата ни правые, ни "яблочники" пока, похоже, не добились. Главным признаком благосклонности "верхов" можно было бы считать регулярное появление демократов в эфире федеральных телеканалов, но там они по-прежнему весьма редкие гости. А судя по социологическим опросам, которые сулят СПС и "Яблоку" на думских выборах от 1 до 3% голосов, без подобной "подпорки" преодоление ими семипроцентного барьера совершенно нереально.
Между тем от результата, показанного "старыми" демократами на думских выборах-2007, зависит не только их собственная судьба (второе подряд поражение, скорее всего, окончательно превратит СПС и "Яблоко" в партии "сектантского" типа, не претендующие на серьезные роли в политике), но и перспективы российского демократического движения в целом. Потому что вместе с правыми и "яблочниками" из большой российской политики уйдет целая эпоха, в которой были несколько миллионов подписей россиян против чеченской войны, правительство "младореформаторов" и голосование Госдумы по вопросу об импичменте президента. Наверное, даже не стоит уточнять, что ни одно из этих событий в условиях современной путинской России, эпохи победившей "суверенной демократии" представить попросту невозможно.
Конечно, либерально настроенные избиратели останутся в России даже после декабрьского провала "стародемократов". Но выразителями их интересов в большой политике объявят себя уже совсем другие партии - те, к которым на заседания руководящих органов приходит заместитель главы кремлевской администрации.