Массовый склероз
В кинопрокат выходит триллер Пять неизвестных
Оригинальный сценарий, хорошие актеры, приятное каждому рационально мыслящему человеку единство места и времени - что еще нужно, чтобы не пожалеть о полутора часах, проведенных в прохладном кинотеатре? Тем не менее фильм "Пять неизвестных" явно страдает от собственной скромности, и в прокате ему не везет. В прошлом году в США картина режиссера Саймона Брэнда попала под каток по имени Борат. Редкий зритель предпочел тогда камерную психологическую загадку бурлескной комедии про псевдоказахского журналиста. В России "Пять неизвестных" выходят одновременно с "Симпсонами", однако, надо надеяться, не затеряются на их желтом фоне.
В основном действие фильма компактно упаковано в здании заброшенного заводика среди пустыни. Пятеро мужчин один за другим просыпаются среди бетонных стен и металлоконструкций и обнаруживают, что ничего не помнят: ни кто они такие, ни как здесь оказались. Двери заперты, стекла на оконцах бронированные или зарешеченные - наружу не выбраться. Один из пятерых почему-то связан по рукам и ногам, другой, с простреленным плечом, прикован к балке наручниками, у третьего разбит нос, хотя, как и остальные двое, он может свободно двигаться. По всему выходит, что пятеро не принадлежат к одному лагерю, но кто хороший парень, а кто плохой, сразу выяснить невозможно. Первые взаимные нападки и обвинения сгоряча приводят лишь к нескольким новым синякам. А когда в помещении звонит телефон и неизвестный голос в трубке интересуется, все ли в порядке, снявший трубку на всякий случай отвечает, что да, все о-кей. Голос сообщает: как стемнеет, ребята, мол, подъедут. Пятеро вынужденных пленников не имеют представления, о чем речь, но на всякий случай решают перед прибытием неизвестных гостей действовать сообща.
То к одному, то к другому персонажу память на несколько секунд возвращается - лишь вспышками, которые рискуют еще больше все запутать. Но, сложив фрагменты, пятерым все-таки удается понять, что причиной их отключки наверняка стал газ из найденного на полу баллона, а все они, вероятно, замешаны в похищении ради крупного выкупа. Но вот кто кого похитил, большой вопрос.
Сценарист фильма Мэтью Вэйни мог сколько угодно испытывать нервы своих героев, заставляя их подозревать друг друга. Но зрителю автор должен был позволить как-то сориентироваться в происходящем. Поэтому повествование иногда покидает оказавшихся взаперти незнакомцев. Мы увидим, кто их ищет во внешнем мире: взволнованная жена одного из похищенных и полиция, которая вышла на след подельников. Финальная разборка со стрельбой и выкапыванием могил случится все на том же заброшенном заводе. В живых останутся далеко не все, а знаки характеров не раз сменятся с положительного на отрицательный и обратно. Посвящая зрителей в детали дела, создатели картины умело дозируют информацию. Так что даже зная больше, чем участники событий, публика не застрахована от сюрпризов до самого конца. Это ли не достоинство для триллера и детектива? Особенно когда герои вынуждены действовать не по логике и убеждениям, а чисто интуитивно.
Наиболее выразительный и противоречивый характер в фильме достался Джиму Кавизелу, прославившемуся исполнением роли Иисуса в "Страстях Христовых". Приобщиться к неординарной истории почли за благо актеры, которых зритель хорошо знает если не по имени, то в лицо: Грег Киннер, Петер Стормаре, Джо Пантолиано, Барри Пеппер. Нечасто в американском жанровом кино у исполнителя есть подобная возможность сыграть самоидентификацию героя и выяснить на глазах изумленной публики, кто он такой и что им движет. Впрочем, самый яркий случай поисков себя по отрывочным воспоминаниям ждет зрителей на следующей неделе в третьем фильме про суперагента Джейсона Борна.