Хроника непоимки маньяка
В прокат выходит Зодиак Дэвида Финчера
Новый американский фильм про охоту за серийным убийцей по прозвищу Зодиак основан на реальных событиях. С 1969-го и вплоть до конца 1980-х годов в Калифорнии орудовал неслыханной наглости маньяк. Он зашифровывал предупреждения о своих преступлениях в криптограммах и посылал их в газеты. Печатные издания публиковали эти головоломки, надеясь предотвратить очередное злодеяние.
Но, даже несмотря на то что знаки, начертанные Зодиаком, людям удавалось разгадать, убийства не прекращались. Исследователи не исключают, впрочем, что любитель криптограмм был причастен далеко не ко всем преступлениям, в которых радостно сознавался в своих письмах, и десятки "висяков" откровенно себе присвоил. Но поскольку Зодиака в итоге так и не поймали, то доказать что-либо не представляется возможным. Основой для сценария стали две книги американского журналиста Роберта Грейсмита, который посвятил поискам маньяка лучшие годы своей жизни и у которого, конечно, есть версии насчет личности убийцы. Но версии эти - не более чем догадки и предположения, так что фильм Дэвида Финчера является детективом без развязки. Поклонники режиссера тут же провозгласили, что Финчер как новатор смело попирает традиции жанра. Но все-таки для многих зрителей высидеть в кинозале два с половиной часа расследования и не получить в итоге головы виновного - тяжкое испытание.
В отсутствии результата фильм вынужден сосредоточиться на процессе поисков. Центральным персонажем становится Роберт Грейсмит: сперва - юный карикатурист в "Сан-Франциско Кроникл", а ближе к финалу - отец семейства и уважаемый публицист, поглощенный делом Зодиака. Актеру Джейку Джилленхолу, играющему Грейсмита, с его круглыми распахнутыми глазами лучше удались сцены, где его герой наивен и молод. В качестве зрелого исследователя его можно воспринять разве что с оговоркой: мол, до седых прядей сохранил в себе юношеское любопытство. Кстати, будущий автор книг о Зодиаке был пусть самым упрямым и долгоиграющим, но далеко не единственным искателем правды об убийце. В начале 1970-х большую работу по Зодиаку проделали два других важных персонажа картины: полицейский из убойного отдела в исполнении Марка Руффало и репортер "Сан-Франциско Кроникл" Пол Авери, которого блестяще воплотил Роберт Дауни-младший. Авери в его трактовке - подлинная звезда свободной журналистики: одевается как денди, выпивает, злоупотребляет, но ради нескольких строчек в газете с легкостью идет на любой риск, в том числе на встречу с маньяком один на один.
Дэвид Финчер в деталях расписывает жизнь и нравы ловцов убийцы: и трех вышеназванных, и тех, кто с ними рядом. Если считать, что дело Зодиака для режиссера - это повод для коллективного портрета калифорнийского общества 1970-х, то в этом плане фильм вполне удался. Однако для создателя эмоционального триллера "Семь" и вызывающе энергичного "Бойцовского клуба" такое расплывчатое и вялое повествование, как в "Зодиаке", не выглядит творческой удачей. Слишком уж много разномастных героев, слишком много внимания к среде и атмосфере, и главное - отсутствует злодей во плоти.
Финчер с первых же картин был записан в культовые режиссеры. И теперь с каждым новым его фильмом кажется, что он опять не дотянул до себя прежнего. Что ж, возможно, невольник заданной планки просто пребывает в поиске новых тем и пока решил поупражняться в запутанных историях а-ля Мартин Скорсезе.